Персонал армянской АЭС намерен объявить забастовку

Работники армянской АЭС угрожают забастовкой, если государство не погасит долг по зарплате в течение ближайших двух недель. По сообщению РИА “Новости”, такое предупреждение содержится в письме, направленном персоналом ААЭС премьер-министру Армении.

Невзирая на то, что армянская атомная электростанция является самым крупным поставщиком электроэнергии в Армении, руководство станции никак не может получить причитающиеся ей 120 млн. долларов и выплатить зарплату своим работникам за 5 месяцев, а также расплатиться с другими долгами.

Около 70 процентов этой суммы приходится на долг ААЭС перед поставщиками ядерного топлива, а на зарплату персонала предназначено не более 5%.

“В настоящее время безопасность ААЭС в значительной степени зависит от морально-психологической обстановки на станции, которая, в свою очередь, обусловлена напряженной ситуацией с зарплатой”, – говорится в письме. Вопрос погашения долгов по зарплате поднят работниками станции за несколько дней до очередной остановки станции на ремонтно-профилактические работы и дозагрузку ядерного топлива.

Последствия чернобыльской трагедии до сих пор живы в памяти жителей бывшего СССР. Поэтому это сообщение не может оставить равнодушной общественность не только Армении, но и Азербайджана и Грузии. Последствия при неблагоприятном повороте событий ощутит на себе весь Южный, а, возможно, и Северный Кавказ.

Уровень риска в момент остановки и последующего пуска армянской АЭС на порядок выше, чем во время обычного режима работы станции. Это обусловлено тем, что прекращение работы объекта связано с необходимостью остановки атомного реактора и всей цепи взаимосвязанного технологического процесса. Именно в этот момент могут произойти сбои или повышение температурного режима выше критической нормы, последствия которых предвидеть не сложно. Таково мнение директора Института экологии Азербайджанского национального аэрокосмического агентства (АНАКА) Фуада Гаджизаде.

Он считает, что ситуация может выйти из-под контроля, особенно учитывая экономическую и политическую нестабильность в Армении. “Поэтому нельзя сбрасывать со счетов психологический фактор, подогреваемый бунтующими эмоциями коллектива. Все это может привести к чрезвычайной ситуации, следствие которой – катастрофические природные катаклизмы”, – говорит Гаджизаде.

Более оптимистичен на этот счет руководитель Центра прикладных исследований (ядерный центр) Института физики академии наук Грузии Шукри Абрамидзе: “Ни один специалист-ядерщик не объявит забастовку на АЭС до тех пор, пока не будут приняты необходимые меры безопасности. Это может быть и остановка реактора, и перевод его работы в безопасное состояние”.

В беседе с “Эхо” Абрамидзе высказал мнение, что работники армянской АЭС, безусловно, понимают лежащую на них ответственность и никогда не предпримут действий, которые могут повысить опасность работы станции.

“Поэтому забастовка на армянской АЭС в случае, если она состоится, никакой угрозы для региона не представляет. Единственная проблема, которая возникнет в этом случае, – это энергетический кризис в самой Армении”, – считает грузинский специалист-атомщик.

Он уверен, что перед забастовкой армянские специалисты предпримут весь комплекс необходимых мероприятий для обеспечения безопасности объекта. Кроме того, даже в период забастовки определенный персонал обязательно будет контролировать состояние объекта.

На вопрос, сколько времени могут занять мероприятия подготовки реактора к остановке, Ш.Абрамидзе ответил: “Существуют определенные строгие инструкции по эксплуатации ядерного реактора, где обо всем написано”.

Он вспомнил похожий инцидент. Как известно, крупная АЭС есть и на территории Литвы. Так вот, основной персонал станции составляют специалисты русской национальности. И когда, в свое время, литовское правительство обсуждало вопрос о гражданстве, дискриминирующий русских, работники АЭС пригрозили забастовкой. В итоге правительство пошло на уступку, и закон о гражданстве в Литве намного либеральнее, чем, например, в соседней Латвии. “Не знаю, так это или нет, но говорят, что свою роль сыграла и угроза забастовки на АЭС. Ведь она обеспечивает 85% от общей энерговыработки в Литве”, – отметил Шукри Абрамидзе.

Однако азербайджанский ученый Фуад Гаджизаде настаивает на своем: “Мы уже имеем трагический пример Чернобыльской АЭС. Достаточно сказать, что время распада ядерного топлива, используемого на АЭС, составляет порядка 40-50 лет, что может обернуться разрушением активной зоны и радиоактивным загрязнением окружающей среды всего региона. Катастрофа пагубно отразится на будущем нескольких поколений, проживающих на территории огромного пространства, охватывающего Азербайджан, Турцию, Иран, Грузию”.

Таким образом, мнения азербайджанского и грузинского специалистов по данному вопросу расходятся. Однако, безусловно, угроза остановки ядерного реактора уже само по себе значительное событие, которое, кстати, вновь возвращает нас к дискуссии о необходимости полного закрытия атомной электростанции на территории соседней Армении. По словам Фуада Гаджизаде, армянская АЭС и без забастовки представляет угрозу региону. Особенно, учитывая фактор расположения станции в сейсмоактивной зоне.

Влияние АЭС ощутимо и пагубно сказывается на радиохимических параметрах геологической среды, что обусловлено накоплением техногенных нуклидов, поступающих на почвы и грунты из воздушных и водных выбросов, твердых и частично жидких радиоактивных отходов, складируемых на пунктах захоронения, а также в донных отложениях…

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год