“Теймур Раджабов достигнет в шахматах мировых высот”

Пятикратная чемпионка мира по шахматам Нонна Гаприндашвили в особых представлениях не нуждается. Грузинская шахматная школа, из недр которой выросла прославленная спортсменка, является одной из самых сильных в мире. В жизни и в быту она, несмотря на свои громкие титулы, довольно простой, жизнерадостный и общительный человек.

И вот знаменитая на весь мир шахматистка после довольно длительного перерыва вновь приехала в столицу Азербайджана, причем не просто так, повидаться с коллегами. Титулованный гроссмейстер привезла с собой команду Грузии на традиционный шахматный турнир bp Cup среди молодежи, который проходит в Республиканском шахматном центре. Воспользовавшись случаем, наш корреспондент взял у нее интервью.

– Вы не были в Баку несколько лет…

– Ваша столица очень изменилась, и в лучшую сторону. Я всегда считала Баку одним из красивейших городов в уже бывшем СССР. Я приехала в Азербайджан на машине и увидела много нового. Думаю, что Баку будет процветать и в дальнейшем.

– Говорят, что шахматный мир сегодня изменился и далеко не в лучшую сторону. Резко снизился уровень мастерства. Как в этой связи вы оцениваете ситуацию?

– Я бы не ставила так вопрос. Утверждать, что уровень мастерства шахматистов снизился, неверно. Он если и не вырос, то уж во всяком случае не снизился, но по числу ярких, выдающихся личностей поколение мое нисколько не уступает нынешнему. Изменились и условия подготовки шахматистов. Раньше человеческий мозг был главным советником шахматиста, теперь же ему на помощь пришел компьютер. Это обстоятельство, с одной стороны, облегчает задачу, но с другой, где-то и губительно. Для многих компьютер становится чуть ли не единственным “тренером” и партнером для игры. Это обедняет игру, делает ее прагматичной, лишенной виртуозности.

– Не слишком ли много гроссмейстеров сегодня в мире?

– Вы правы. Сегодня получить тот или иной норматив, вплоть до гроссмейстера, стало легко. Я бы даже сказала, очень легко. Скажем, какой-нибудь талантливый мальчик быстро восходит по лестнице, а затем его развитие тормозится. Но талантливых ребят и у нас, и у вас хватает в избытке. Весь вопрос заключается в том, как они проявят себя в дальнейшем. Часто “медные трубы” играют “похоронный марш” шахматисту, у которого пропадает заряженность на борьбу, он перестает работать над собой, возомнив себя гением.

– Вы являетесь сопрезидентом федерации шахмат Грузии. Каковы ваши успехи на этом поприще? У нас, например, вечная проблема – дефицит бюджета.

– Нам практически удалось выполнить весь календарный план, хотя финансовые проблемы не только у вас. Мы тоже страдаем от нехватки средств, но, к счастью, нам помог президент Эдуард Шеварднадзе, выделивший деньги из своего фонда. Сразу же по возвращении в Тбилиси я снова начну решать проблему финансирования, тем более, что эти вопросы “висят” на мне.

– А чем занимается в таком случае другой сопредседатель?

– Зураб Азмайпарашвили осуществляет внешнюю политику, и я считаю, что это верное решение. Во-первых, у него больше способностей к этому, а во-вторых, он играющий сопредседатель федерации, который не тратит энергию на решение внутренних вопросов и успешно выступает на крупных международных турнирах. Кстати, на чемпионате Европы в Македонии он занял четвертое место.

– А как же вы? Неужели больше не садитесь за шахматную доску?

– Ну почему же? Поиграть могу, но только ради удовольствия. Когда же сажусь за доску, то сражаюсь до конца. Это у меня в крови.

– А участники турнира bp Cup тоже играют ради удовольствия?

– Я прожила большую шахматную жизнь и теперь могу себе позволить такие высказывания по отношению к себе. Я это право заслужила. А молодежь должна бороться бескомпромиссно, полностью выкладываться, показывать результат, постоянно работать над собой. А что касается удовольствия, то и оно должно присутствовать. Без любви и чувства удовлетворения от игры в шахматы, тонкой и хитроумной шахматной комбинации, великого мастера не получится.

– Что можете сказать о своей команде, которую привезли на турнир?

– В ее составе есть несколько девочек, на которых мы возлагаем большие надежды. Они уже сейчас демонстрируют неплохие результаты и являются ведущими шахматистками в своих возрастных категориях. Талантливой же молодежи предостаточно. Необходимо только не растерять ее, создавать условия для развития одаренных юношей и девочек.

– А что вы думаете о наших ребятах?

– Я считаю, что как и грузинская, так и азербайджанская шахматные школы очень сильны. Я уже говорила, что главное в юных спортсменах не зазнаться и продолжать работать над собой. Мне кажется, что ваше юное дарование – Теймур Раджабов, как раз из тех, кто не затеряется и достигнет в шахматах мировых высот. У него есть все предпосылки для того, чтобы стать сильнейшим шахматистом в мире. Кстати, его успехи – свидетельство того, что у вас в стране шахматам уделяется большое внимание.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год