“Карабах: война и мир”

В университете “Хазар” прошла конференция под скромным названием “Карабах: война и мир”. Ну, прошла и прошла, мало ли было таких конференций за последние годы. Она мало чем отличалась от десятков или даже сотен ей подобных. Но были в ней и такие особенности, которые делали ее интересной для неравнодушного наблюдателя.

Докладчиками на конференции были министр иностранных дел Азербайджана В.Гулиев и директор исследовательского центра прикаспийских стран Гарвардского университета Б.Шафер. В свете того, что курс на возвращение Карабаха посредством переговоров в последнее время терпит откровенный провал, то точка зрения на происходящие события президента Г.Алиева (никто же не думает, что у В.Гулиева может быть своя точка зрения на что-либо за исключением семейных проблем) и руководителя одного из мозговых центров политической элиты США более чем интересна.

Наш министр не обманул ожиданий и выдал несколько очень интересных информаций. В свое время великий дипломат Талейран сказал одну из своих хрестоматийных фраз: “Язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли”. Простофиля Талейран предполагал, что уж министром-то иностранных дел должен быть настоящий дипломат, и даже в бреду ему не приснилось бы, что у дипломата может наблюдаться полное отсутствие мыслей.

В современном мире порой достаточно дать человеку выговориться, и он сам расскажет все, что нужно, и не нужно тоже. Чтобы не быть голословным, приведу одно из высказываний министра.

Отвечая на вопрос о том, почему наша дипломатия терпит провал за провалом, министр Гулиев ответил, что это не так и в качестве успеха наших политиков привел такое сомнительное достижение – мы сумели доказать всему миру, что демократические преобразования у нас идут, ничуть не отставая от таковых в… Армении. Такого рода перлов в речи нашего главного дипломата было немало, но не это главное.

Почему все-таки провалились переговоры в Ки Уэсте, когда западные дипломаты радостно голосили, что мирный договор будет заключен уже в конце июля? Не вдаваясь в подробный политический анализ, можно сказать, что мы обязаны этим Армении и ее президенту. Об этом четко заявил министр В.Гулиев.

Он сказал, что армянская сторона, приехав к себе на родину, отказалась от ранее достигнутых соглашений, и это послужило причииной того, что переговоры в Женеве были отложены на неопределенное время. А почему обязаны? А хотя бы потому, что каждый из трех планов, предложенных Минской группой, вел уже к юридической независимости Карабаха.

Не будем забывать, что два из этих предложений были приняты азербайджанской стороной и только благословенная упертость армян позволила нам избежать катастрофы.

Вторым, очень интересным моментом в докладе нашего министра было то, что, оказывается, азербайджанская сторона пришла к выводу, что Минская группа доказала своё полное неумение (или нежелание?) урегулировать конфликт. И Азербайджан знает, что предпринять. Теперь предлагаются переговоры, в которых не будут участвовать разве что африканские страны. Судите сами.

В переговорах предлагается участвовать Ирану, Турции, России, США и Европейскому Союзу (около двух десятков стран). Очевидно, В. Гулиев или те, кто стоит за его спиной, считают, что к тому времени, когда надо будет признать, что и эти переговоры ни к чему не привели, “или шах умрет, или ишак”.

Очень интересным было выступление американского ученого – Бренды Шафер. Лейтмотивом ее доклада была мысль, что надо принять болезненный мир и ни в коем случае не воевать. За чей счет будет заключен этот самый болезненный мир, ни у докладчика, ни у сидящих в зале сомнений не вызывало.

Нет, конечно же, все было преподнесено очень корректно, с необходимыми отступлениями, о том, что она – сторонний наблюдатель и ни в коем случае не советует избрать тот или иной путь разрешения конфликта, что она скорее взрослый человек наблюдающий за маленьким ребенком (!), лезущим на дерево и который подсказывает, за какую ветку ухватиться.

Несмотря на скверный перевод, основную мысль американки уловили все присутствовавшие. И тут на нее посыпался град вопросов и плохо скрываемых саркастических выпадов. Сперва миссис Шафер мило отбивалась, утверждая, что, посещая палестинские лагеря беженцев, она видела только ненависть и желание мщения, а в наших лагерях она видела людей, стремящихся сохранить свою культуру и не поддающихся озлоблению. Но в какой-то момент она не выдержала и, продолжая обаятельно и лучезарно улыбаться и не повышая голоса, выплеснула все свое презрение к вопрошающим:

“Я работаю в США, но являюсь гражданкой Израиля и после окончания университета три года служила в армии. Кроме того, я – мать двух малолетних сыновей, и, закончив школу, они безусловно получат университетское образование, но также безусловно будут служить в армии, как служила их мать. Вы готовы к этому?”.

Зал молчал, и только одна девушка с голливудской внешностью бодро ответила: “Да, мы готовы!”.
Министр иностранных дел Азербайджанской Республики Вилаят Гулиев скучающе и безразлично смотрел на зал.

Рустам СЕИДОВ, журналист
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год