Россия передает Грузии имущество военной базы в Вазиани

Принятое в Стамбуле на саммите ОБСЕ решение о выводе российских военных баз из Грузии наблюдатели признали безусловной победой грузинской дипломатии, несмотря даже на то, что Россия выторговала для себя серьезные уступки в сроках вывода войск. По сообщениям ряда российских СМИ, 22 июня под контроль Тбилиси будут переданы военный аэродром в Вазиани, ранее контролировавшийся российскими войсками, а также военный и жилой городки базы, которые сегодня охраняют более 100 российских военнослужащих.

Об этом РИА “Ореанда” заявил руководитель пресс-центра группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) Александр Луцкевич. По его словам, процесс передачи имущества, предположительно, завершится 25 июня, когда в Тбилиси для подписания соответствующего протокола прибудет начальник главного квартирно-эксплуатационного управления министерства обороны России генерал-полковник Виктор Власов. Луцкевич также напомнил, что стамбульские договоренности предусматривают вывод из Вазиани 31 танка, 69 БМП, 16 артиллерийских систем и другой военной техники, причем этот процесс осуществлен под контролем наблюдателей ОБСЕ.

Правда, до вывода войск из Батуми и Ахалкалаки Россия сохраняет за собой право использования аэродрома в Вазиани, как указано в соответствующих документах, 48 раз в год – а срок вывода этих баз является еще предметом переговоров сторон по военным вопросам. Известно, что между Россией и Грузией сохраняются серьезные разногласия в вопросе о сроках функционирования российских военных баз в Ахалкалаки и Батуми.

Об этом РИА “Новости” сообщил представитель министерства обороны России, который принимает участие в начавшемся в среду в Москве 2-дневном заседании групп экспертов российского и грузинского военных ведомств по вопросам функционирования и вывода российских военных баз из Грузии. Как отметил представитель Минобороны, грузинской стороне были представлены технические расчеты и обоснования по 14-летнему периоду пребывания военных баз в Ахалкалаки и Батуми. Грузинская сторона запросила нормативные документы, на основании которых были сделаны указанные расчеты. “Эти документы будут ей вручены в среду в ходе заседания групп экспертов сторон”, – сказал российский военный.

Вместе с тем источник отметил, что грузинская сторона продолжает настаивать на 2-3-летнем периоде пребывания баз в Ахалкалаки и Батуми, требуя от российской стороны начать и осуществить их вывод в процессе функционирования. “На нашу просьбу представить нам расчеты грузинских экспертов по такому периоду пребывания этих баз в Грузии ответа до сих пор не последовало”, – подчеркнул представитель Минобороны.

РИА “Новости” сообщает, что для переговоров по передаче имущества военной базы в Вазиани уже 26 июня в Грузию вылетает делегация во главе с заместителем министра обороны РФ, генерал-полковником Александром Косованом. Однако РИАН еще раньше распространило текст заявления неназванного выскопоставленного представителя минобороны России, который заявил, что расформирование и вывод российской военной базы в Вазиани (Грузия) будет осуществлен в установленные стамбульскими соглашениями сроки – до 1 июля текущего года. Тот же представитель указал, что на вывод российской базы из Гудауты потребуются дополнительные усилия.

Причем он открыто увязал возможную задержку с тем, что “абхазская сторона” настаивает на предоставлении ей дополнительных гарантий невозобновления боевых действий со стороны Грузии. Как известно, и в Гудауте, и в Ахалкалаки, районе компактного проживания армян в Грузии, попытки вывода войск встретили сопротивление местного населения. И если вспомнить, что, посещая регион, высшие российские военные чины встречались с населением и “проводили беседы”, все происходящее уж больно напоминает попытку ввести в действие подготовленный механизм срыва выполнения стамбульских договоренностей, где в качестве повода будет использована активность местной “группы скандирования”.

Однако заявление неназванного чина с “Арбатского военного округа”, процитированное РИА “Новости”, свидетельствует уже о принципиально ином уровне взаимодействия между сепаратистами в Гудауте и российскими армейскими структурами. И дело не только в том, что оно по сути является доказательством, что именно российские войска воспринимались и воспринимаются абхазскими сепаратистами как главный “фактор защиты” от законных властей Грузии. А уж попытка привнесения Россией требований нелегитимного и непризнанного “руководства Абхазии” в переговоры о сроках вывода войск и вовсе напоминает открытую поддержку сепаратизма. Не говоря уже о том, что требовать от государства ограничения собственного суверенитета и права на восстановление своей же территориальной целостности, как минимум, абсурдно.

Тем не менее, похоже, у России уже нет реальных шансов удержать Грузию под своим влиянием и сохранить там на неопределенный срок свое военное присутствие. В особенности после заявления Джорджа Буша-младшего после переговоров в Любляне, где он весьма прозрачно предостерег Россию от попыток давить на Грузию. Весьма характерно, что Владимир Путин уже успел заявить, что Грузия усилила меры безопасности в Панкисском ущелье…

НУРАНИ, Н.РАМИЗОГЛУ

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год