Как мы уже сообщали, 17 июня в следственном изоляторе N3 в Шувелане скончался экс-министр образования, бывший вице-президент академии наук Азербайджана, профессор, доктор физико-математических наук Рафик Фейзуллаев.
Судебный процесс, в котором он принимал участие в качестве обвиняемого, достаточно широко освещался местными СМИ и вызвал большой резонанс в первую очередь экстравагантным поведением самого Фейзуллаева.
Подсудимый напрочь отверг все инкриминируемые ему обвинения, виновным себя ни по одному из пунктов не признал. Однако Суд по тяжким преступлениям приговорил его по статье 178 (2.2,2.3,2.4) – мошенничество, к 11 годам лишения свободы. Было это 28 февраля нынешнего года.
Напомним, столь суровое наказание Фейзуллаев получил за то, что под предлогом устроить на высокие должности в создаваемом им учебном заведении людей брал с них крупные суммы денег в валюте и обещал вернуть их в течение двух-трех месяцев. На суде профессор утверждал, что все обвинения против него высосаны из пальца, что в его пребывании под стражей заинтересована завотделом гуманитарной политики аппарата президента Фатма Абдуллазаде, которой он несколько лет назад дал в взятку в 300 000 долларов, чтобы та помогла ему устроиться работать на высокую должность.
Сразу после вынесения приговора Рафик Фейзуллаев и его адвокат Вагиф Самедов подали жалобу в Апелляционный суд (АС) с просьбой опротестовать это решение. Однако рассмотрение уже не состоится по причине смерти осужденного, которая вызвала массу кривотолков самого разного характера.
Вчера в Бакинском пресс-клубе состоялась пресс-конференция родственников и адвоката покойного профессора. Родных умершего представляли родная сестра профессора Рафига Азизова с сыном и дочерью и дальняя родственница Фейзуллаева Тамилла Мамедова. Они убеждены в том, что Р.Фейзуллаев погиб насильственной смертью, и прямо обвинили в его смерти Фатму Абдуллазаде и другого завотделом аппарата президента – по работе с правоохранительными органами – Фуада Алескерова.
Адвокат Вагиф Самедов сообщил, что его подзащитный находился под стражей более года. “Во время рассмотрения уголовного дела Фейзуллаева удалили из зала суда, и значительная часть процесса прошла без его участия. Приговор же вообще зачитывался в отсутствии адвоката”, – заявил он.
Между тем последнее заседание АС по рассмотрению жалобы, поданной на решение суда от 28 февраля, состоялось 13 июня, и суд взял перерыв до 18-го. По словам адвоката, Фейзуллаев долгое время готовился к выступлению на суде и записал свои показания, с которыми собирался отстаивать свою невиновность.
В течение прошедших в АС трех заседаний он успел огласить содержимое одной тетради. В понедельник профессор собирался сделать сенсационные заявления, о чем высказался в прошлый четверг. Но буквально за сутки до этого подозрительно скоропостижно скончался. Самедов утверждает, что не видел каких-либо документов о проведении судебно-медицинской экспертизы по факту смерти Фейзуллаева. О кончине экс-министра адвокат узнал от родственников умершего.
Затем выступила сестра Фейзуллаева Рафига Азизова. Во избежание искажений мы приведем цитату из ее выступления: “Мы были уверены, что его собираются убить, и не раз заявляли об этом. Это чувствовалось. Дело в том, что в 1994 году Фейзуллаев дал Ф.Абдуллазаде взятку в 300 000 долларов, чтобы она помогла ему устроиться на престижную должность. Фатма обещала помочь ему”.
По словам Азизовой, деньги ей передал ее брат Эльдар Абдуллазаде, который в данный момент живет в Москве. Азизова утверждает, что передача денег Эльдару происходила при ее непосредственном участии.
“После того, как мой брат стал требовать деньги обратно, Абдуллазаде сказала, что уничтожит его и никаких следов от профессора не останется”, – заявила Абдуллаева.
По мнению родственницы экс-министра, именно Абдуллазаде затеяла уголовное дело с обвинением ее брата в мошенничестве, подобрав для этого несколько человек, которые и показали, что дали профессору деньги “на открытие какого-то университета”.
Но самое интересное наступило позднее. Родственники Фейзуллаева хронологически описали утро 17 июня, когда их осужденного родственника уже не было в живых, но они об этом еще не знали. С трудом верится, что в неведении были сотрудники ИТК, как ни в чем ни бывало принявшие от них передачу, которую родные привозили каждое воскресенье. В половине девятого утра сестра и племянник экс-министра стояли у входа в следственный изолятор. Работники СИЗО сделали отметку на бумаге и приняли передачу. А в 9 часов к зданию тюрьмы подъехала машина “скорой помощи”.
Спустя некоторое время врач вернулся в машину, и она уехала. “Я и не подозревала, что врачи приехали констатировать факт смерти Рафика”, – говорит Р.Азизова. Только после этого работники тюрьмы отозвали в сторону племянника профессора и сообщили ему, что Фейзуллаев скончался от инфаркта.
Родственники не верят в то, что Р.Фейзуллаев мог скончаться от инфаркта, так как ни разу в жизни не жаловался на сердце, да и вообще редко прибегал к услугам врачей.
Затем племяннику Фейзуллаева сказали, что тело можно будет забрать только через два часа, по той причине, что необходимо, согласно закону, вскрытие трупа. Сестра усопшего вначале воспротивилась этому, но в конце концов согласилась, только при одном условии: при этой процедуре вместе с патологоанатомами должен присутствовать кто-то из семьи умершего. Но в этой просьбе им отказали.
“Тело Рафика тайком вывезли в больницу N26 в Мардакан, где буквально выпотрошили его внутренние органы. Лишь после этого нам выдали то, что осталось от профессора. Нас не допускали к телу до тех пор, пока эксперт Шахин Гулиев не заштопал его. Когда мы увидели останки, то характерных на теле признаков инфаркта не заметили. Их просто не было. Зато глаза были налиты кровью. Так бывает, когда человека душат, скажем, подушкой. Об этом нам поведал весьма компетентный врач”, – продолжила сестра умершего.
Родственники Фейзуллаева также отметили наличие вмятин в районе печени, легких, желчного пузыря, пустоты в области живота. Они уверяют, что это последствия “обработки” профессора дубинкой.
“Когда мы подошли к Шахину Гулиеву, у того тряслись руки. Он сказал, что указание вскрыть тело Фейзуллаева поступило из прокуратуры”.
Родственники Фейзуллаева уверены в том, что вскрытие трупа производилось с целью скрыть следы насильственной смерти профессора. В тот же день Фейзуллаева предали земле.
По мнению Рафиги Азизовой, Фейзуллаева вообще не имели права этапировать в Шувелан. После вынесения приговора профессор содержался в Баиловской тюрьме в камере с другими подсудимыми. В апреле его перевели в Шувелан, где в течение 10 дней он находился в камере с каким-то обвиняемым. Затем экс-министра перевели одиночную камеру N84. По словам Азизовой, в последнее время Фейзуллаев несколько раз говорил ей, что его могут убить.
Р.Азизова убеждена, что за смертью брата стоят Ф.Абдуллазаде и Ф.Алескеров. По ее словам, эти люди боялись профессора, так как он “стоял у них на пути”.
“В субботу начальника Шувеланской тюрьмы в срочном порядке отправили в командировку в Польшу. Это о многом говорит”, – многозначительно намекнули родственники Фейзуллаева. Неизвестна также судьба трех тетрадей с записями Фейзуллаева.
Конечно, прямых доказательств того, что осужденный был убит (если это, конечно, так), нет, и уже, похоже, докопаться до истины нет никакой возможности: человека предали земле, а родственники вряд ли будут добиваться эксгумации. О косвенных уликах говорить можно, но одного целого и неопровержимого доказательства они не формируют.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год