Азербайджан от услуг Минской группы не откажется

В университете “Хазар” прошла конференция на тему “Карабах: война и мир”. Один из вопросов, поднятых на конференции, касался деятельности Минской группы.

Почему переговорный процесс зашел в тупик? Ведь еще несколько недель назад все заявления делались в мажорных тонах? Присутствовавший на конференции министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, отвечая на вопрос, дал оценку деятельности Минской группы ОБСЕ. И, надо сказать, она была не очень высокой.

“Подготовленные за 8 лет предложения МГ обсуждались на двухдневных слушаниях в парламенте, и, как видно, особого продвижения в переговорном процессе не было”, сказал глава внешнеполитического ведомства страны. По словам министра, последующая деятельность Минской группы была почти такой же безрезультатной. И сейчас переговорный процесс конкретных результатов не обещает.

Намерены ли стороны в таком случае отказаться от услуг МГ ОБСЕ? Каковы в целом перспективы решения карабахского конфликта? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью “Эхо” отвечает глава МИД Азербайджана Вилаят Гулиев.

– Намерены ли стороны отказаться от услуг Минской группы ОБСЕ?

– Нет.

– Как продолжится процесс мирного урегулирования?

– 22-24 июня сопредседатели встретятся на Мальте. Пока от формата не отказались. Ближайшее будущее покажет. Мы не откажемся от услуг Минской группы, так как вопрос карабахского урегулирования находится в центре внимания президентов трех стран сопредседателей.

– Как, по-вашему, отразится на карабахском урегулировании недавняя встреча президентов США и России Джорджа Буша и Владимира Путина?

– Позиции России и США по карабахскому урегулированию были и до встречи достаточно близки. Во время переговоров во Флориде представители двух стран выражали согласованную позицию. А на встрече президентов Буша и Путина конкретики не было. Они оба выразили желание объединить усилия по урегулированию региональных конфликтов.

– После Ки Уэста американский сопредседатель МГ К.Кавано сказал, что президентам надлежит согласовать достигнутое со своими народами, как своего рода тест на политические способности. Как, по-вашему, прошли этот тест президенты, и как можно оценить результаты их деятельности?

– Этот тест был гораздо более легким для армянского президента, нежели для азербайджанского. Армения диктует свои условия, и, к сожалению, их поддерживают. Мировая общественность предлагает президентам самим договариваться и достичь соглашения. Но территориальная целостность, принципы справедливости для Азербайджана священны, и президент Гейдар Алиев пройдет этот тест, не жертвуя этими принципами.

– Азербайджану то и дело предлагают участие в общих с Арменией региональных экономических проектах. Эти проекты могут сыграть какую-либо роль в урегулировании карабахского конфликта?

– Такие призывы звучат почти во всех международных встречах, на уровне СЕ, “кавказской четверки”, и даже на встречах президентов. Это любимая тема армян. Они сделали свое грязное дело, оккупировали азербайджанские земли, убивая мирное население и военных, устраивая погромы, проводя этнические чистки. А сейчас, когда мы говорим обо всем этом на встречах, армяне выступают с миролюбивыми речами, давайте, мол, забудем о прошлых обидах и начнем дружить.

На саммите евроатлантического сотрудничества, после моего выступления, где я перечислил все, что армяне сделали в Карабахе, взял слово мой коллега из Армении Вардан Осканян и сказал, что все это было в прошлом, мы не должны жить вчерашним днем, нужно смотреть в будущее, Карабах должен стать мостом между Азербайджаном и Арменией, и предложил наладить экономическое сотрудничество.

Это хорошо продуманный вариант, рассчитанный на европейский менталитет. Все думают: какие же гуманисты эти армяне, что готовы забыть все проблемы и жить в мире. Иногда очень трудно заставить мировое сообщество понять, что мир на Кавказе будет восстановлен только тогда, когда этот вопрос будет решен в рамках международного права.

Нам предлагают наладить экономическое сотрудничество с Арменией, снять несуществующую блокаду, Турция должна открыть свои двери для Армении, в общем, все должны проявлять снисходительность по отношению к армянам.

Азербайджан, естественно, всегда выступает против этой позиции. Региональное сотрудничество не может быть способом достижения мира. Какое может быть сотрудничество между оккупантом и государством, чьи территории оккупированы?

– Позавчера Гейдар Алиев подписал указ о применении азербайджанского языка. Согласно этому документу, все учреждения должны разработать план действий по выполнению этого указа. Еще недавно звучали заявления о том, что некоторые послы Азербайджана в других странах не знают родного языка. Каковы будут ваши действия по отношению к ним?

– Я бы не стал утверждать, что у нас есть послы, не знающие азербайджанского языка. Есть те, кто не знает литературного языка, его тонкостей. И это можно понять. У нас даже сейчас существует параллельное образование на русском и азербайджанском языках.

– А как насчет письменных навыков?

– Можете быть уверены – в МИД вся переписка ведется на азербайджанском языке. Бывает, что мы получаем некоторые материалы, информацию на русском языке, но исходящие документы все на азербайджанском.

– И все-таки, как вы намерены реализовать указ?

– Он издан только вчера. Мы будем уделять внимание тому, чтобы наши сотрудники изучали азербайджанский язык наряду с иностранными. Этот указ будет изучаться, и каждая организация, согласно своей специфике, определит свой курс в направлении исполнения указа. Мне бы хотелось, чтобы в МИД Азербайджана применение азербайджанского языка было образцовым. Ведь мы представляем государство на международном уровне.

– Как вы оцениваете результаты встречи по статусу Каспия, прошедшей в Баку? Действительно ли последнее слово за президентами?

– Я бы так не сказал. По крайней мере в спорных вопросах конкретных продвижений нет. На встрече лишь обсудили декларацию, которая будет подписана на встрече президентов. Были согласованы некоторые пункты этой декларации. Но существует ряд проблем, которые нужно решить. Они будут обсуждаться в сентябре в Астане.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы решения проблемы статуса Каспия в контексте азербайджано-туркменских отношений, и наоборот, как будут развиваться эти отношения в контексте дележа Каспия?

– Безусловно, эти две проблемы взаимосвязаны. Недовольство Туркменистана связано со статусом Каспия. Но мы ведем переговоры с Ашгабатом. И в последней встрече участвовал глава МИД Туркменистана. Туркменистан тоже сторонник того, чтобы переговоры по дележу Каспия продолжались, и мы, пять прикаспийских государств, должны разработать принципы. Мы бы очень хотели, чтобы Каспий был не разделяющей, а объединяющей чертой между Азербайджаном и другими прикаспийскими государствами, в том числе и Туркменистаном. И мы будем продолжать свои усилия в этом плане.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год