Инвалиды карабахской войны остановили смертельную голодовку в Баку

Правительство пообещало решить проблемы. Инвалиды поверили, но не совсем.

М.БАГИРОВ

Депутаты-посредники с миссией справились успешноВчерашний день стал кульминационным в ситуации вокруг голодовки инвалидов карабахской войны. Если ранее в штаб-квартиру Общество карабахских инвалидов (ОКИВ) еще можно было попасть, то с 7 февраля пропускной режим резко изменился. С ночи полиция взяла под полный контроль подходы к зданию, выставив по его периметру дополнительные кордоны.

Таким образом участники акции протеста оказались отрезанными от остального мира. Негодованию ветеранов, не принимающих участие в голодовке, не было предела. Некоторые из инвалидов даже пытались поджечь себя, что, к счастью, не удалось благодаря своевременной реакции окружающих. До столкновений с полицией дело не дошло. Особо следует отметить конструктивную позицию руководителей ОКИВ, которые делали все для того, чтобы ветераны не пошли в наступление на полицейские кордоны.

Полиция не пропускала в штаб-квартиру ОИКВ даже журналистов, причем никто из стражей порядка не смог объяснить, кто отдал такое распоряжение. В течение дня к зданию несколько раз подъезжали машины “скорой помощи”, которые увозили наиболее ослабевших инвалидов. В их числе не было представителей “семерки”, которые в минувшее воскресенье объявили “сухую” голодовку. Состояние голодающих оценивается как критическое. Медицинские эксперты сходятся во мнении, что жить им остается от суток до нескольких дней – в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

По словам и.о. председателя ОКИВ Гюндуза Рагимова, число участников “сухой” голодовки уже составило 24 человека – за счет присоединившихся к акции инвалидов в районах страны. Вчера к месту проведения акции протеста наведались чуть ли не все лидеры разношерстной азербайджанской оппозиции. Побывал здесь даже внук основателя азербайджанской государственности Раис Расулзаде. Правда, никому из них к участникам голодовки попасть так и не удалось. К инвалидам пропускали вчера только по депутатским значкам.

Разумеется, это было с раздражением встречено лидерами партий, которым депутатский значок по целому ряду объективных и субъективных причин не достался. Поэтому последние в лице главы Социал-демократической партии Араза Ализаде перешли в массированное наступление на депутатов ММ, назвав их “фальшивыми избранниками”. “Это те народные избранники, – заявил Ализаде, – чья совесть позволяет им голосовать за повышение собственных окладов, но которые не оказывают никакого давления на власть, с тем чтобы также увеличились размеры пособий инвалидам”.

Среди членов ММ, воспользовавшихся правом доступа к участникам акции протеста, оказались вчера, как ни странно, всего лишь четверо – Бахтияр Вагабзаде, Маис Сафарли, Сабир Рустамханлы и Мирмахмуд Фаттаев. Все они пытались отговорить инвалидов от продолжения акции протеста, но безуспешно. Состояние голодающих произвело на парламентариев, с их слов, удручающее впечатление. Именно поэтому двое из депутатов – Вагабзаде и Рустамханлы – взяли на себя миссию отправиться на переговоры в аппарат президента.

Там членам ММ удалось встретиться с главой президентской администрации Рамизом Мехтиевым, который пообещал обсудить с министром финансов возможность повышения размера социальных выплат инвалидам войны. Уже вечером в своем интервью по государственному ТВ глава финансового ведомства Аваз Алекперов заявил, что не исключает возможности увеличения размера пенсий и пособий участникам войны. Министр финансов призвал инвалидов прекратить голодовку и начать переговоры с правительством.

В штаб-квартире ОКИВ заявления А.Алекперова восприняли двояко – первоначально реакция официальных лиц на акцию протеста была встречена на бис, затем отношение к ней плавно переросло в недоверие.

Развернулись ожесточенные дискуссии по поводу того, стоит или нет прекращать голодовку. Свою лепту в разрешение противоречий внес депутат ММ С.Рустамханлы, который, вернувшись, отчитался о результатах переговоров в аппарате президента. Ему удалось развеять сомнения участников “сухой” голодовки и, в частности, экс-лидера ОКИВ Этимада Асадова, который пообещал депутату сделать ответный шаг в сторону правительства.

Правда, после отъезда С.Рустамханлы споры между ветеранами войны разгорелись с новой силой. Наконец в полночь инвалиды окончательно определились, приняв поистине “соломоново решение”: останавливается голодовка в районах страны, прекращается “сухая” голодовка в Баку, но обычная в столице продолжается до тех пор, пока не будет создана госкомиссия по контролю за реализацией указов и распоряжений, направленных на улучшение социального положения инвалидов войны.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год