ГУУАМ: альтернатива СНГ или “младшая группа” НАТО?

Перспективы этого союза зависят от геополитического расклада в регионе

НУРАНИ

Последние дни обозначились небывалой вербальной активностью вокруг ГУУАМ. Как передает “Тренд”, этой темы в интервью британскому журналу “Каспиан” коснулся президент Азербайджана Гейдар Алиев.

“Я не могу сказать, что мы в этой сфере достигли больших успехов. Но по прошествии времени эта организация еще лучше формируется и для сотрудничества наших стран открывает много новых возможностей”.

По словам Алиева, “основой же образования такой организации является то, что мы занимаемся претворением в жизнь программы ТРАСЕКА, восстановлением исторического Шелкового пути”. Он подчеркнул, что страны – члены организации с географической точки зрения составляют единый регион, а ГУУАМ создан для еще более тесного сотрудничества. Несколько более откровенны были в беседах с представителями “Кавказ-центра” государственные чиновники в Грузии.

Так, руководитель бюджетного офиса парламента Грузии Роман Гоциридзе считает, что в перспективе ГУУАМ может стать экономической альтернативной СНГ. А если в ближайшем будущем к ГУУАМ в качестве наблюдателей присоединятся Турция, Румыния и Болгария, это региональное объединение еще более усилится.

СНГ же всегда будет организацией, выражающей интересы России. Первый заместитель председателя парламентского комитета Коба Давиташвили в интервью грузинскому агентству “Прайм-Ньюс” не исключил возможность функционального утверждения ГУУАМ.

По его словам, в данном контексте необходимо предусмотреть отношение к этому вопросу как государств – членов ГУУАМ, так и тенденцию развития СНГ. Возможность вступления в ГУУАМ на правах наблюдателей Турции, Румынии и Болгарии не исключил бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский.

По его мнению, эта организация в своем членстве не должна ограничиваться только странами СНГ, но в то же время Бжезинский не рассматривает ГУУАМ как альтернативу СНГ. Заместитель руководителя службы международных отношений государственной канцелярии Грузии Шалва Пичхадзе полагает, что на сегодняшний день говорить о сути функций СНГ довольно трудно, а значит, рассуждать о возможной альтернативе Содружеству тоже проблематично.

Что же касается присоединения к ГУУАМ в качестве наблюдателей других государств, то говорить об этом до саммита этой организации, который пройдет в марте 2001 года в Киеве, сложно. В самом деле, в момент образования ГУАМ и превращения его в ГУУАМ о перспективах этой органиации говорили куда больше, чем сейчас.

Шла речь о создании миротворческого батальона ГУУАМ, о сотрудничестве ГУУАМ и НАТО, о мерах по совместной охране нефтепроводов, проходящих по территории Грузии. Теперь, однако, в случае с ГУУАМ возникла определенная пауза. Конечно, говорить о “замораживании” и тем более о кризисе этого межгосударственного объединения не приходится.

Рабочие встречи экспертов, дипломатов, даже саммиты проходят в срок, согласовываются документы, однако трудно отрешиться от впечатления, что взятый в первые дни истории ГУУАМа темп его члены, увы, не удержали. Возможно, тому есть простое объяснение: ГУУАМ миновал стадию громких политических деклараций, наступило время рутинной работы, а она, как известно, особого внимания прессы никогда не привлекала, так что ГУУАМ тут не исключение.

Однако есть и другие реалии. 1997 год был, как известно, временем наивысшего подъема интереса западных инвесторов и политиков к Закавказью. Именно на той волне состоялся и первый официальный визит в США президента Азербайджана Гейдара Алиева. Политические и экономические процессы в Прикаспии развивались тогда ураганными темпами, что проявлялось во всем: от строительства новых зданий в Баку и до открытия новых посольств и коммерческих представительств.

Теперь же – и об этом тоже пишут и говорят предостаточно – интерес инвесторов к Южному Кавказу заметно снизился. В том числе и политический. А это уже меняет дело, в том числе и в отношении ГУУАМ. Все это позволяет взглянуть на перспективы ГУУАМ в совершенно ином свете. Судя по всему, они напрямую увязаны с распределением геополитического влияния в регионе.

В том случае, если чаша весов будет склоняться в сторону Москвы, ГУУАМ окажется просто не нужен. Но если верх в регионе возьмут прозападные силы, тогда уже перспективы ГУУАМ вновь могут оказаться в центре внимания. В этом случае возможно и другое. Разговоры о расширении ГУУАМ приобрели понятную популярность, однако ясно, что ГУУАМ не может подменить собой организацию Черноморского экономического сотрудничества, куда входят Турция, Болгария, Румыния и т.д.

Судя по всему, задачи этой организации совершенно иные: объединить страны СНГ, стремящиеся дистанцироваться от России и строить более тесные отношения с евроатлантическими структурами. То есть своеобразная “младшая подготовительная группа” НАТО. И перспективы ее, понятное дело, будут зависеть от того, насколько решительны и последовательны окажутся члены ГУУАМ в реализации тех целей, для которых, собственно, эта организация и создавалась.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год