Нефтяные компании перешли в наступление на окружающую среду

Г.МАМЕДЗАДЕ

Нефтяные ресурсы – это, в некотором роде, экономический “флаг” Азербайджана, поскольку топливно-энергетический комплекс – лидер в рейтинге экономического потенциала страны. Но речь пойдет не об экономической выгоде от нефти, а об экологической катастрофе, к которой ведут нас нефтяные компании.

Добыча и транспортировка углеводородов являются потенциально опасными производствами: по данным Всемирного банка, ежегодно в мире случается более 1500 аварий на нефте- и газопроводах, 1% которых приводит к человеческим жертвам, а количество разлитой нефти (в год) составляет 100 тысяч тонн.

Предприятия ТЭК ежегодно нарушают 30 тысяч га земель, на их долю приходится 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 27% сброса загрязненных сточных вод, свыше 30% твердых отходов и 70% общего объема парниковых газов.

Эти тревожные цифры сообщил “Эхо” недавно побывавший в Баку председатель союза экологов Республики Башкортостан, эксперт комитета по экологии Государственной Думы РФ Александр Веселов, которого на пространстве СНГ по праву считают одним из ведущих специалистов в этой области.

По мнению эксперта, транснациональные нефтяные корпорации, поддерживаемые госструктурами, буквально перешли в наступление на окружающую среду, а в нашей стране в этом смысле сложилась особо тревожная ситуация. В Азербайджане земля до такой степени пронизана скважинами, что напоминает решето.

Через свободные пространства скважин на поверхность земли выходят пластовые воды (а это крайне токсичные рассолы) и выводят из строя пресные питьевые подземные источники, для восстановления которых потребуется не одно десятилетие. Не решена проблема утилизации и переработки шламов, рекультивация загрязненных земель носит поверхностный характер, остается напряженной ситуация с бесхозными скважинами, пробуренными геологоразведочными предприятиями.

Ввиду своей безперспективности, говорит Веселов, эти скважины нигде на балансе не состоят, наверняка потому, что их ликвидация обходится в 700 млн рублей (25 млн. долларов). Одной из актуальных экологических проблем является ликвидация нефтешламовых амбаров и утилизация их содержимого, что носит весьма поверхностный характер. При эксплуатации скважин нефть, соленые воды и химические реагенты разливаются вокруг скважин, собираются в земляные амбары и закапываются.

Донная часть амбаров не утилизуется, а засыпается землей, что приводит к облысению участков земли. К тому же некоторые виды нефти имеют природную радиацию, следовательно, и нефтешламы имеют повышенный гамма-фон. Зачастую при норме 35 микрорентген в час уровень радиации достигает 400 мкР/час. От избытка радиации амбары светятся.

Также не решена проблема надежной герметизации технологических процессов, поскольку оборудование на 60-70% изношено, а у нефтедобывающих предприятий нет сил и средств на своевременную замену труб. Ежегодная потребность НГДУ в трубах восполняется не более чем на 15-20%, а при таких темпах потребуется не менее 20 лет для замены, а за это время успеет износиться все остальное – обычная труба из стали выдерживает не более 3 лет. Следствие разлива нефтяных вод – уничтожение растительности и возникновение солончаков. Такой пейзаж на Абшероне не редкость.

Проблемы нефтяной отрасли можно перечислять еще долго, но реальные цифры зачастую остаются скрытыми от глаз общественности. Как реагируют на эти факты наши многочисленные экологические структуры, как государственные, так и общественные?

С этим вопросом мы обратились к руководителю правовой экологической организации “Ecolex” Самиру Исаеву. По его мнению, взаимоотношения с работающими в Азербайджане нефтяными компаниями идут в одностороннем порядке. Каждая компания проводит определенную международными стандартами экологическую политику.

Но в Азербайджане очень остро стоит проблема принятия закона, в отстутствие которого экологические организации обезоружены, тогда как они вправе требовать проведения ОВОСа (оценка воздействия на окружающую среду) с обязательным участием общественности. Проблема в том, что Азербайджан – единственная страна в мире, которая ратифицирует и дает силу закона нефтяным контрактам, что еще создаст немалые проблемы в будущем, говорит Исаев.

Получается, что контракт приобретает большую силу, чем Конституция страны, а это уже нарушение суверенитета Азербайджана, считает эколог. Ни одна страна в мире, в том числе Россия, не ратифицирует конвенции. Они создали определенные правовые инструменты, чтобы эти соглашения выполнялись, но не дали им силу закона. В конечном итоге все это создает проблемы при проведении экологического мониторинга. Поэтому, отметил Исаев, нельзя обвинять только нефтекомпании.

Доля вины лежит и на правительстве, которое лоббирует их интересы. До сих пор наше правительство не допускает принятия механизма действия закона в столь важных вопросах, как экологический аудит, экологическая сертификация, страхование и мониторинг.

До сих пор все это регулируется старыми советскими нормативными актами, которые невозможно использовать в современных условиях.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год