В Иране дипломатический кризис

Р.ОРУДЖЕВ

Меджлис Ирана собирается выразить недоверие главе своего МИД Кямалу Харрази. Более того, парламент требует привлечь его к ответственности и намерен довести дело до импичмента. Последней каплей, переполнившей чашу терпения депутатов, стала резкая реакция президента страны Мохаммеда Хатами на подписание двустороннего соглашения между Азербайджаном и Россией по Каспию. Критика в адрес внешнеполитического ведомства ИРИ и лично министра Харрази звучит уже не впервые.

В политических кругах Тегерана считают, что наглядным примером бездарности иранской дипломатии стала позиция МИД по статусу Каспия. Сейчас из пяти прикаспийских государств только Иран продолжает настаивать на разделе Каспия на равные доли. Россия, Казахстан и Азербайджан уже подписали двусторонние соглашения на основе модифицированной срединной линии. По всей видимости, в скором времени и Туркменистан присоединится к ним.

Очевидно, что тактика отказа от любых компромиссов, избранная официальным Тегераном, вряд ли приведет к успеху. Даже сами иранские эксперты считают, что двусторонние соглашения и договоры по поводу раздела Каспия, хотя и не имеют законной силы, тем не менее на практике заложили основу нового правового статуса моря, и единственным государством, которое понесет максимальные убытки от этого, будет Иран. По мнению тегеранского политолога Хасана Фатхи, именно слабость иранской дипломатии привела к тому, что в Каспийском море “сложилась ситуация, никак не отвечающая интересам Ирана, поскольку согласно договорам 1921 и 1940 годов ему фактически принадлежало 50% ресурсов моря, так как после распада СССР прикаспийские страны официально объявили о том, что они берут на себя все обязательства бывшего Союза, в частности и в Каспийском регионе”. Х.Фатхи уверен, что “МИД ИРИ мог бы вести широкую разъяснительную работу среди мирового сообщества о законности и правомерности своих требований, основанных на международном праве, относительно своей доли в каспийском вопросе. В любом случае он мог бы эффектно объявить, обусловив это поддержкой новых независимых государств на Каспии, о снижении своей доли с 50 до 20%”. В Тегеране уверены, что эти провалы можно было предотвратить, имея компетентных дипломатов.

К примеру, сообщается, что нынешний спецпредставитель ИРИ Мехди Сафари, в бытность свою послом Ирана в России, в основном был занят своим личным бизнесом. Любые бизнес-контакты иранцев в России в обход посольства при нем не приветствовались. При теперешнем после Гуламрезе Шафеи ситуация стала еще хуже, считают в Иране. Представительство Ирана в Москве при нем превратилось в закрытое царство посла и его ближайшего окружения.

Занятый исключительно собственным бизнесом, особенно фармацевтикой, новый посол фактически проспал многие важные события. Будучи в Москве, он обязан был точно предугадать позицию России на Ашгабатском саммите, не смог убедить российское руководство отказаться от проведения на Каспии военных маневров, ставших впоследствии неприятнейшим сюрпризом для ИРИ. По сути дела, иранское руководство так и не получило от своего МИД действенных рекомендаций по Каспийской проблеме.

Упущенные колоссальные возможности сегодня уже практически вернули Иран к ситуации, которая существовала в стране до прихода Хатами. По сведениям, поступающим из Тегерана, в кулуарах иранского меджлиса уже открыто говорят, что назревшие преобразования в иранском обществе следует начать с радикальной чистки МИД. Иными словами, вслед за министром Харрази и спецпредставителем Сафари, за просчеты и бездеятельность, возможно, будет отозван из Москвы посол Ирана Шафеи. Если это произойдет, то Шафеи станет первым послом в истории дипломатии Ирана, который будет отозван раньше времени из-за своей некомпетентности.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: