Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ
ГУУАМ отмечает юбилей – исполнилось ровно пять лет со дня рождения этой организации. 10 – 11 октября 1997 года на саммите глав государств Европейского союза в Страсбурге президенты Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы подписали совместное коммюнике о создании союза ГУАМ. В апреле 1999 года на встрече глав государств ГУАМ в Вашингтоне в ходе празднования 50-летия НАТО в альянс был принят Узбекистан, в связи с чем организация получила название ГУУАМ. В июне 2002 года Узбекистан принял решение выйти из организации, заявив позже, что остается в ее составе, но оставляет за собой право не участвовать в отдельных мероприятиях.
Этот шаг Ташкента стал первым серьезным ударом по ГУУАМ. Второй удар, судя по всему, готовится нанести Кишинев. О готовности Молдовы стать членом Евразийского экономического сообщества заявил министр юстиции этой страны Ион Морей. По его мнению, “вступление в эту организацию не может не интересовать Молдову, так как даст ей высокую степень экономической интеграции”. Как считает министр, “членство в нем упростит доступ молдовских товаров на рынки сбыта стран-участниц ЕврАзЭС”. Отметим, что Молдова и Украина в настоящее время имеют статус наблюдателя в ЕврАзЭс.
Для справки: ЕврАзЭС появилось на свет 10 октября 2000 г. (тоже годовщина. – Ред.) по инициативе президента России Путина. Тогда же Межгосударственный совет Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана принял решение о формировании на базе Таможенного союза международной экономической организации, наделенной функциями, связанными с вступлением в ВТО, формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политикой, тарифами и ценами, и другими составляющими функционирования общего рынка. “…СНГ – это лишь хорошая мина при плохой игре, – пишут российские СМИ. – ЕврАзЭС и ГУУАМ создают параллельные структуры, свои свободные зоны торговли”. При этом генсек ЕврАзЭС заявил 9 октября, что на территории сообщества уже создана зона свободной торговли.
“В настоящее время ГУУАМ – такая же виртуальная организация, как и СНГ, – пишут другие их коллеги. – В конце концов недаром Украина и Молдова решили участвовать в работе ЕврАзЭС. И вполне возможно, что сообщество в ближайшее время пополнится новыми членами…” А “Независимая газета” уделяет внимание возможному военному противостоянию ГУУАМ и ЕврАзЭС. По ее мнению, нынешнее напряжение между российскими и грузинскими военными может вылиться в размежевание по разлому ДКБ – ГУУАМ, ибо члены Договора о коллективной безопасности и члены ГУУАМ имеют свои внутренние военные обязательства.
“Начнется нагнетание страстей вокруг российских военных баз в Грузии, третирование и выдавливание русских. Появятся новые беженцы. На весь мир день и ночь будут крутить кадры о варварстве российских военных. Россия потеряет не только свое “демократическое” лицо, но и серьезно ослабит влияние на Каспии и в Кавказском регионе”. Как бы то ни было, но практика показывает, что гораздо большую жизнеспособность проявляют те сообщества государств, отношения между которыми базируются на прочных экономических взаимоотношениях. У ЕврАзЭС, как и у ГУУАМ сейчас есть шанс стать именно таким сообществом.
Хотя есть вероятность того, что и из этой затеи ничего не получится. Весь вопрос в том, насколько искренне страны, входящие в ЕврАзЭС, заинтересованы в сотрудничестве? “ГУУАМ пока не стал экономическим союзом, – говорит политолог Расим Мусабеков. – Хотя такие попытки и предпринимаются, а ЕврАзЭС – это именно такое объединение. Удельный вес взаимной торговли стран ГУУАМ составляет только 2% от их общего товарооборота. То есть создаваемая зона свободной торговли ГУУАМ может увеличить этот показатель, допустим, до 5 – 6%, но даже это ничего не решает. Для Молдовы ЕврАзЭС, конечно, более важно, потому что оно получает энергоресурсы из России. Украина также заинтересована в этом рынке”.
Даже товарооборот Азербайджана с Россией в несколько раз превышает торговый оборот со всеми странами ГУУАМ, вместе взятыми. Поэтому я не стал бы противопоставлять два эти союза. В ГУУАМ будет преобладать транспортная составляющая сотрудничества над экономической. Я не думаю, что участие или неучастие Молдовы и Украины в ЕврАзЭС серьезно сказалось бы на перспективах ГУУАМ”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год