Станут ли Афины “вторым Мюнхеном”?

НУРАНИ

После того, как Международный олимпийский комитет (МОК) принял решение провести Олимпиаду 1996 года в Атланте, в Греции начался бойкот Coca-Cola. Эти игры были юбилейными – они проходили ровно 100 лет спустя после того, как барон Пьер де Кубертен решил возродить спортивные состязания античной Греции и первую Олимпиаду провел, естественно, в Афинах. В Греции были уверены, что игры 1996 года тоже пройдут в их стране. Но МОК предпочел Атланту – родину знаменитого прохладительного напитка. В ответ Греция объявила бойкот Coca-Cola. А потом добилась “утешительного приза” – права принимать Олимпийские игры 2004 года.

Посетивший в феврале нынешнего года Афины президент МОК Жак Рогге заявил, что Греции стоит поторопиться со строительством олимпийских объектов. Устроителям игр предстоит столкнуться с нехваткой мест в гостиницах – 64 тысячи участников просто негде селить. В минувшем году даже право Афин принимать у себя игры оказалось под угрозой, но затем, памятуя об исторических заслугах Греции в олимпийском движении, МОК решил дать Афинам еще один шанс. А кое-кто советует использовать опыт первой Олимпиады 1896 года – тогда в Афинах не оказалось плавательного бассейна, и соревнования по плаванию прошли просто на море.

Но более серьезной проблемой, чем опоздание со сроками строительства, обещают стать вопросы безопасности. Специалисты по борьбе с терроризмом считают, что Олимпийские игры – весьма привлекательная мишень. На мюнхенской Олимпиаде 1972 года, где террористы из группировки “Черный сентябрь” (в их составе был и Акоп Акопян) сначала захватили в заложники, а потом убили 11 израильских спортсменов. Это тогда подтолкнуло многие страны к созданию спецподразделений. Показательно, что знаменитая советская “Альфа” была создана именно накануне московской Олимпиады, несмотря на теплые отношения советского руководства с террористами всех мастей. Афины – это, конечно, не Бейрут 70 – 80-х годов.

Но осенью 1999 года, накануне визита в Грецию тогдашнего президента США Клинтона, в печать попали оценки американских аналитиков: по рейтингу “террористической опасности” Греция уступила только Колумбии. Визит, первоначально рассчитанный на несколько дней, сократили по соображениям безопасности до одних суток. А накануне приезда Клинтона в Афинах срабатывали самодельные “адские машины”, тут сожгли магазин джинсовой одежды Levi’s, расценив его как символ американизма. В Греции еще с 70-х годов активно действовали две левацкие террористические группировки: “Революционная народная борьба” (РБН) и “Революционная организация 17 ноября”.

Крупнейшая в Греции левоэкстремистская организация – РБН – была создана еще в 1971 году для борьбы с хунтой “черных полковников”, а потом обещала бороться с капитализмом и империализмом. Однако к террору “Революционная народная борьба” перешла уже после падения хунты, избрав в качестве мишеней “американские объекты”. С 1986 года она объявляет войну и греческому правительству. Всего на ее счету более 3 тысяч взрывов, правда, чаще всего они, к счастью, обходятся без жертв.

Еще более опасной группировкой считается созданная в 1975 году “Революционная организация 17 ноября”, названная так в память о студенческом восстании 17 ноября 1973 года. Она при помощи террора борется с военным присутствием США в Греции, Турции – на Кипре, а также выступает против членства Греции в НАТО. В 1975 году ее боевики убили американского дипломата Ричарда Велча. Годом позже “17 ноября” разворачивает террор и против греческих властей, однако основное “внимание” по-прежнему уделяется США. В 1983 году был убит капитан американской армии, в 1987 – взорван американский военный автобус, в 1988 – убит военный атташе США в Афинах Вильям Норден.

Годом позже боевики похитили крупную партию ракет из греческого арсенала. С 1990 года нападениям подвергаются объекты ЕС и офисы иностранных фирм. В 1992 году боевики расправились с министром финансов Греции. В 1991 году – эта организация взяла на себя ответственность за 5 из 15 проведенных в Греции терактов против объектов стран, входящих в антииракскую коалицию. Речь шла об убийствах сержанта армии США, посла Турции (в июле 1991 года) и пресс-атташе турецкого же посольства в октябре того же года. В 1994 году – убит бывший глава госбанка Греции. В том же году “17 ноября” готовила атаку на британский авианосец, в 1997-м – расправилась с Костисом Ператикосом, британским судоходным магнатом греческого происхождения. А 8 июля 2000 года четыре выстрела оборвали жизнь Стивена Сондерса – британского офицера разведки, в сферу служебных интересов которого, кроме всего прочего, входили и вопросы безопасности на предстоящих Олимпийских играх.

Один из греческих политиков, которому удалось выжить после покушения, организованного “Революционной организацией 17 ноября”, в беседе с корреспондентами Би-би-си заметил: “Греция – это единственная страна, в которой невозможно не только победить терроризм, но даже нанести по нему хотя бы один серьезный удар”. Многие наблюдатели полагают, что “ноябристам” тайно симпатизируют влиятельные фигуры греческого истэблишмента – ведь террористы вышли из того же самого движения сопротивления, в которое уходят корни сегодняшней элиты страны. Однако летом 2002 года “ноябристы” заметно активизировались. 30 июня в греческом порту Пирей взрывное устройство сработало в руках у террориста, а вблизи места происшествия полиция обнаружила еще одну бомбу, ручную гранату и автомат. 4 июля в одной из афинских квартир обнаружен целый арсенал, принадлежащий “17 ноября”.

Вскоре стали сообщать об арестах людей, которых гордо именовали “активистами” и “старейшими членами” “17 ноября”. 18 июля власти Греции сообщили: 60-летний Василис Хирос признался в убийстве Сондерса! Потом назвали его настоящее имя: Александрос Гиотополос. 24 июля в Афинах был арестован 55-летний Павлос Серифис – один из старейших “ноябристов”. А в сентябре властям добровольно сдался ее лидер, один из наиболее разыскиваемых в Греции и Турции террористов, – Дмитриос Куфадинос по кличке Лукас, 55 лет. Полиция отрапортовала: группировка “17 ноября” разгромлена! Олимпийским играм никто и ничто не угрожает!

Но с трудом верится, что данная организация группировка “17 ноября” представляла собой клуб 50 – 60-летних университетских профессоров, которые по ночам мастерили “адские машины”, готовились атаковать авианосцы и всаживали пули в британского дипломата. Явка Лукаса с повинной напоминает попытку самой “17 ноября” убедить всех в том, что одной из самых опасных левоэкстремистских организаций европейского континента более не существует. А это серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.

В конце 90-х годов о своем “самороспуске” несколько раз объявляла немецкая “Роте армее фракцион” (РАФ), многочисленная, глубоко законспирированная немецкая левацкая группировка, имевшая отлаженные связи с палестинскими террористическими организациями, включая “Черный сентябрь”, Народный фронт освобождения Палестины и т.д. Прямых доказательств того, что “сетью” РАФ воспользовалась “Аль-Гаэда”, нет.

Однако именно через Германию прошли многие угонщики 11 сентября. Во Франкфурте еще до сентября 2001 года арестовывали арабских террористов, которые проводили тут весьма профессиональную фотосъемку, намечая, по мнению большинства, места будущих терактов. На этом фоне “самороспуск” “17 ноября”, напоминает “повтор хода”: накануне участия в суперважном деле группировка уходит в еще более глубокое подполье, убеждая всех в самоликвидации. А в Греции, как известно, действовали и “коллеги” с Ближнего Востока.

Традиционным “перевалочным пунктом” палестинских террористов на пути в Европу были греческий Кипр и Греция. Именно тут на борт самолетов чаще всего “просачивались” угонщики. В печати уже не раз указывалось, что на территории Греции располагались лагеря и базы ПКК. Затем связь Греция – ПКК подтвердил в своих показаниях на суде Оджалан. В Афинах открыто действовали армянские организации, связанные с АСАЛА, здесь находили убежище многие известные армянские террористы. В частности, после начала ливанской войны именно в Афины из Бейрута перебрался лидер АСАЛА Акоп Акопян.

С ближневосточными радикалами дружили не только террористы – в ответ на турецко-израильские соглашения о военном сотрудничестве Греция заключила военный договор с Сирией, давно включенной в список стран, поддерживающих международный терроризм. После 11 сентября 2001 года власти Греции поддержали США. Однако отказались предоставить американским ВМС право досматривать подозрительные суда в Эгейском море. Компартия Греции летом 2002 года открыто взяла под защиту бен Ладена, призвав все левые силы страны консолидироваться для борьбы… с американской антитеррористической операцией. Словом, у “Аль-Гаэды” есть все шансы найти понимание в христианской Греции. А представить себе более удобную “мишень”, чем Олимпийские игры, трудно.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: