Ш.МУРСАЛОГЛУ
О создании оргкомитета Партии демократического центра Азербайджана было заявлено еще летом, однако ПДЦА до сих пор не принимала активного участия в происходящих в стране процессах. Об отношении ко многим из них и планам на будущее в интервью “Эхо” рассказал глава оргкомитета ПДЦА Рашад РЗАКУЛИЕВ.
– Ваша партия не выразила отношения к референдуму 24 августа, который фактически расколол общество на два лагеря…
– Как политическая структура, Партия демократического центра Азербайджана еще не сформирована. Вмешиваться в политические процессы в статусе оргкомитета будущей партии противоречит законодательству и здравому смыслу. Именно поэтому мы не выразили своего отношения к референдуму. Сегодня я могу выражать только свое личное мнение… Так уж у нас получилось, что каждое мероприятие подобного рода традиционно превращается в насилие над здравым смыслом и психикой избирателей. Последний референдум не исключение. Притом, что цели референдума были во многом благими, притом, что администрацией страны была использована неожиданная и довольно грамотная политтехнологическая конструкция по презентации данного мероприятия, итоги его не внушают, мягко говоря, особого доверия. Ошибки были совершены как со стороны властей, так и со стороны оппозиции. Важнейшее для будущности страны мероприятие политические центры превратили в фарс. Это вызывает сожаление.
– Что вы конкретно имеете в виду?
– Естественно, выносить на один референдум такое количество вопросов в такой спешке было ошибкой. Обществу не была донесена важность тех или иных моментов предлагаемых изменений. Электорат страны совершенно откровенно был использован в качестве театрализованной массовки в “чьей-то” большой игре. Есть много фактов фальсификаций на референдуме, которые были представлены и оппозицией, и независимыми наблюдателями. Однако более важны выступления официальных лиц. Например, глава Госкомитета по работе с азербайджанской диаспорой заявил, что около 4 миллионов граждан страны в настоящее время проживают за рубежом.
А если учесть, что по итогам последней переписи в Азербайджане проживает около 8 млн. человек, то насколько логично говорить о 88-процентной явке электората? …Оппозиция же вместо того, чтобы объяснить обществу вредность тех или иных моментов, пошла на столкновение с властью в русле своих старых тактических заготовок по формуле “сам дурак”. Наглядно это было продемонстрировано на “круглых столах” офиса ОБСЕ. Дискуссии на этих мероприятиях только косвенно касались референдума. А то, в какой манере представлялись те или иные позиции и какую культуру показали участники полемики с обеих сторон, я могу охарактеризовать только одним словом – безобразие.
– Вы поддерживаете тактику бойкота референдума, которую применила оппозиция?
– Я вообще считаю тактику бойкота ошибкой. Если оппозиция берет на себя ответственность выставлять какие-то требования правительству, они должны быть готовы, при необходимости, дать этому правительству бой. Зачем призывать людей к бойкоту, если можно на этом же референдуме предложить обществу проголосовать против тех поправок, которые оппозиция считает неприемлемыми. Мобилизовать протестный электорат, показать свою силу. Вместо этого оппозиция в очередной раз ушла от открытой борьбы. Впрочем, меня это не удивляет.
Важно другое. Как-то исторически у нас получилось, что масштабная фальсификация выборов стала неотъемлемой частью политической культуры. Мы не можем похвастаться, что за 10 лет независимости был проведен хотя бы единожды честный плебисцит. Противопоставить этому можно только противодействие широкой общественной коалиции. Сегодня такая коалиция уже существует – “Азад сечим, Азад Ирадя”. Стране необходима программа “Национальная избирательная инициатива”. Она будет призвана поставить весь избирательный процесс в стране под четкий общественный контроль. Все партии и общественные организации должны, объединившись, обеспечить проведение честных выборов. И я надеюсь, что президентские выборы 2003 года должны пройти в более прозрачных условиях. Степень нашего “грехопадения” в данной области уже запредельна.
– Как идет процесс формирования партии?
– Создание серьезной политической организации – процесс, включающий в себя несколько этапов. Мы планомерно проходим через все этапы становления. Сейчас оргкомитет партии работает в направлении того, чтобы приблизительно в марте 2003 года был проведен учредительный съезд ПДЦА. …Сегодня любая политическая структура в стране строится по подобию “почившей в бозе” Компартии Азербайджана. Это большевистские принципы “демократического централизма”, строгая иерархия. Эти принципы используются всеми партиями страны, поэтому их эффективность сведена к минимуму. Именно по этим лекалам создана правящая “Ени Азербайджан”, по тем же принципам функционируют основные оппозиционные партии. Мы же попытаемся представить обществу новый стиль. Мировая политическая конъюнктура диктует новые условия модернизации той политической системы, которая создана в Азербайджане.
Принять эти изменения ныне существующие партии не могут, так как их основа – исключительно авторитарная система, где лидер решает все. ПДЦА будет строиться по принципам, которые приняты в европейских странах. ПДЦА – партия-консолидатор, нацеленная на социальное программирование. Наш главный враг – радикализм во всех его проявлениях. Сегодня нашему обществу не хватает такого понятия, как командная игра. И мы на примере отдельной партии попытаемся продемонстрировать эффективность именно командной корпоративной игры в политике. Параллельно у нас идет работа по формированию нового правления “Евразийского фонда стратегического сотрудничества”, президентом которого я являюсь. В него уже входит много известных в обществе людей. Исполнительный директорат фонда, возглавляемый профессором А.Гаджиевым, готовит общественную презентацию нового правления и наших проектов. Данное мероприятие пройдет в первую декаду октября.
– Сегодня общество расколото. С кем вы: с властями или с оппозицией?
– То, что сегодня происходит на политической арене страны, можно охарактеризовать следующей мифологемой: оппозиция – “отважные рыцари в белых одеяниях” безжалостно борются с “тираном” Гейдаром Алиевым. На самом деле это несколько ошибочное мнение. По большому счету, сегодня авторитарная модель управления, навязанная обществу Алиевым, вошла в противоречие с такими же авторитарными принципами лидеров оппозиции. То, что наша оппозиция – именно носитель авторитаризма, можно проиллюстрировать простейшим примером: до сегодняшнего дня оппозиция, в каком бы ослабленном состоянии она ни находилась, так и не нашла в себе силы объединиться, выдвинуть своего лидера и показать цели, которые можно совместно достичь. Это большая проблема, которую нация прекрасно понимает. Именно поэтому редеют ряды сторонников, как власти, так и оппозиции. И если так пойдет дальше, то, возможно, скоро нашим политическим элитам придется столкнуться лицом к лицу с разгневанным народом. Мы вне этого противостояния. Хотя должен добавить: и во власти, и в оппозиции есть здоровые силы, готовые к диалогу и сотрудничеству во имя будущего страны. К сожалению, их мнение пока не превалирует. Но именно они наши союзники.
– Ситуация в стране стремительно меняется. Не опоздаете ли вы с созданием партии?
– Политика – это синтез прагматизма и мифологем. Мы отдаем предпочтение первому. Наша будущая партия не преследует сиюминутных конъюнктурных целей. Мы придем всерьез и надолго. Инициативный центризм – нормальное состояние цивилизованного общества. И это однозначно. Время работает на нас. Мы “обречены” на победу, хотя бы потому, что центризм – это логика, должная воплотиться в реальность.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год