В Азербайджане недовольны законом “Об образовании”

Г.МАМЕДЗАДЕ, C.МУСТАФАЕВА

Как уже сообщало “Эхо”, в среду Комиссия Милли меджлиса по вопросам науки и образования утвердила план законодательной работы на осеннюю сессию парламента. В течение сессии планируются обсуждение и вынесение на рассмотрение ММ долгожданного закона “Об образовании”, который уже вызвал бурные дискуссии. Напомним, что глава парламентской Комиссии по вопросам науки и образования (ПКВНО) Шахлар Аскеров заявил, что законопроект предусматривает принципиальные изменения, в частности в сфере высшего образования (см. прошлый номер “Эхо”). При этом он отметил, что у законопроекта есть много противников, но в подробности того, кто это, он вдаваться не стал.

Между тем уже вчера стало известно, что первым противником закона “Об образовании” выступает министр образования Мисир Марданов. По его мнению, этот закон подготовили люди, не имеющие опыта и далекие от сферы образования. Марданов считает, что в данном случае Минобразования оказалось в стороне и от принятия решений по этому закону, и от его обсуждений. Министр подчеркнул, что следующие обсуждения законопроекта без участия представителей Минобразования не пройдут. “У нас имеются замечания по каждому пункту”.

Один из таких пунктов – превращение экономических и юридических факультетов в платные. “Это невозможно, потому что в данном случае в стороне от получения образования в этих сферах может оказаться талантливый, но не имеющий достаточных финансовых средств студент”, – считает министр (Space). Кроме того, оппоненты выступают с разных позиций по поводу аспирантуры, магистратуры, системы среднего образования, а также управленческих структур. По мнению председателя Объединения учителей (ОУ) Малахат Муршудлу, комментарии министра образования, обвинившего авторов данного документа в некомпетентности и отсутствии опыта, частично оправданы, поскольку при подготовке законопроекта “Об образовании” ПКВНО практически оставила в стороне Минобразования, тогда как необходимо было привлечь к этому процессу профессионалов.

Со своей стороны, М.Муршудлу выражает недовольство тем, что общественные структуры также не были приглашены к сотрудничеству, а между тем ОУ еще несколько лет назад выступало со своими предложениями в сфере образования. По ее мнению, работа над документом требует более тщательного подхода, однако складывается мнение, что его авторы лишь внесли “косметические” изменения в те документы, которые были приняты в 1992 году. Председатель ОУ предлагает продолжить процесс доработки законопроекта с учетом предложений специалистов в области образования. В целом Муршудлу поддерживает значимость принятия данного законопроекта, поскольку вся система образования, которую мы имеем сегодня в стране, абсолютно не отвечает требованиям времени, неся в себе пережитки прошлого.

Еще более категорично настроены работники системы образования, которые, по понятным соображениям, предпочитают открыто не выступать в СМИ. Независимые эксперты практически единогласно утверждают, что Минобразования “насквозь прогнило”, потому как упорно сопротивляется предстоящим реформам. Да и те реформы, которые декларируются в обществе, носят поверхностный характер. Вышестоящие чиновники прекрасно оценивают ситуацию, но действуют не из соображений патриотичности и целесообразности, а руководствуются личной выгодой. К примеру, Минобразования очень ревностно, по мнению экспертов, относится к повышающемуся в обществе рейтингу Госкомиссии по приему студентов (ГКПС), которая является едва ли не единственной приличной структурой в системе образования. Поэтому они утверждают, что лучше оставить за ГКПС функцию размещения студентов в вузах. Особенно нуждается в реформировании система управления среднего образования, осуществляемая через роно. “роно – это мыльный пузырь на шее школ и всего общества”, – возмущаются эксперты. Эта структура полностью себя изжила.

Было бы значительно полезнее, если бы зарплата сотрудников роно была использована на компьютеризацию школ. Таким образом, надобность всевозможных инспекторов и вовсе будет сведена к нулю, поскольку вся база данных по успеваемости и другим параметрам будет занесена в память компьютера. И с этими данными могут работать независимые экспертные комиссии. А сотрудников роно, по вине которых частично ослабевает и связь родителей со школами, и уровень педагогического состава оставляет желать лучшего, можно с более высоким КПД использовать в качестве освобожденных классных руководителей.

Эксперты прокомментировали и другие моменты, отраженные в документе. В частности, они поддержали М.Марданова, выразившего несогласие по поводу выделения отдельной статьей юридического и экономического образования в вузах, которые предложено перевести на платную основу. По мнению экспертов, студенты любого направления должны поступать в вузы на равных условиях.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: