В Ираке к власти может прийти король

Ш.МУРСАЛОГЛУ

Вслед за экс-монархом Афганистана Захир Шахом о возвращении на родину подумывает и наследник королей Ирака принц Али аль-Хусейн. При условии, что вслед за Кабулом американцы войдут и в Багдад, сообщает корреспондент газеты “Известия” из Лондона.

“Монархический строй гораздо больше соответствует традициям арабского мира, нежели президентское правление, – недавно отметило авторитетное американское издание Wall Street Journel. – За последние годы на Востоке от Марокко до Бахрейна к власти пришло новое поколение королей, приобщающих своих подданных к модернизации, к миру высоких технологий. Быть может, такой вариант будущего страны станет наилучшим и для иракцев, которые в большинстве равнодушны к нынешней оппозиции Саддаму Хусейну, но все чаще вспоминают с ностальгией времена последнего короля Ирака Фейсала II…”

Ближайшим родственником Фейсала II является живущий сейчас в Британии двоюродный брат покойного монарха – 46-летний принц-“шериф” Али аль-Хусейн, не скрывающий своих претензий на багдадский престол, появившийся 80 с лишним лет назад при решающей поддержке Англии. В середине 50-х годов отпрыски Хашемитов – молодые монархи Хусейн и Фейсал II – благополучно царствовали в Иордании и Ираке, где попеременно жила еще одна наследница их общего предка – внучка скончавшегося в изгнании в 1931 году Хусейна бин-Али, дочь его старшего сына Али принцесса Бадиа. В последующие 30 лет правитель Ирака Хасем погиб в очередном перевороте, власть в Багдаде всерьез и надолго взял Саддам Хусейн, а семья Хашемитов в изгнании не заявляла никаких прав на иракский престол.

Перебравшийся в Британию в конце 70-х годов молодой “шериф” Али аль-Хусейн получил диплом экономиста в университете Эссекса, женился в 1986 году на Лине – дочери крупного коммерсанта-шиита с юга Ирака и устроился консультантом по инвестициям в крупный лондонский банк. Впервые его имя оказалось “на слуху” у мировой общественности в начале 90-х годов, когда накануне изгнания войск Хусейна из захваченного ими Кувейта Али заявил о создании “Монархического конституционного движения”, главной целью которого было объявлено “свержение режима Саддама Хусейна”.

Сейчас же, в разгар активной подготовки США и Великобритании к новой войне против Саддама, Али аль-Хусейн вновь стремительно набирает политический вес. В середине июля он стал одной из главных фигур в устроенном в Лондоне съезде иракской оппозиции, где впервые общался с Шалаби.

В августе шериф обсуждал в Вашингтоне в администрации США перспективы “Ирака после Саддама”. Насколько осуществимы эти надежды аль-Хусейна, покажет время. Пока что нынешний претендент на престол и отец трех дочерей и сына Фейсала может быть твердо уверен в одном: ему есть кому передать по наследству не только фамильное имущество, но и семейные претензии на пока еще очень далекий от него Ирак. А тем временем госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что переговоры между инспекторами ООН по вооружениям и Багдадом могут быть отложены до тех пор, пока Совет Безопасности не примет новой резолюции по Ираку.

В интервью американской телекомпании Пи-би-эс Пауэлл заявил, что главе инспекционной миссии ООН Хансу Бликсу, возможно, придется подождать, пока ООН не примет четкого плана действий, от которого в свою очередь будет зависеть позиция инспекторов на переговорах в Вене.

Представители же США тем временем пытаются отстоять целесообразность проведения воздушных налетов на цели в некоторых районах Ирака – в частности тех, небо над которыми закрыто для всех воздушных судов. Ранее Россия заявила, что эти налеты лишь осложняют задачу тех, кто пытается найти выход из “иракского тупика”. Министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что бомбардировки иракских объектов – это ответ на действия ПВО Ирака. Силы противовоздушной обороны этой страны, по словам Рамсфелда, регулярно открывают огонь по американским и британским самолетам и тем самым нарушают резолюции ООН.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: