В Азербайджане не допустили религиозную литературу

С.МУСТАФАЕВА

Информационная служба института Keston (Оксфорд), занимающегося вопросами религии, на днях распространила сообщение о том, что в Азербайджане нарушается свобода совести и вероисповедания. В публикации под названием “Религия в посткоммунистических странах” кестонское информационное агентство (КИС) обвиняет Государственный комитет по работе с религиозными образованиями (ГКРРО) Азербайджана в “осуществлении неоправданной цензуры религиозной литературы”, которая поступает на территорию страны.

В статье говорится, что для этих целей в ГКРРО создан специальный отдел, в котором проверяется литература , предназначенная для религиозных сообществ, а также конфискованная таможней. Причем книги, а также копии книг могут быть конфискованы и у туристов, прибывших в Азербайджан. Любопытно, что КИС по этому поводу в ГКРРО сообщили, что этой структурой никакой цензуры не осуществляется. “Наши эксперты дают лишь заключение, все ли в порядке с тем или иным изданием”. Между тем, согласно КИС, о наличии религиозной цензуры в Азербайджане свидетельствует тот факт, что на территорию страны не была допущена партия религиозной литературы, которая была послана баптистской церковью в азербайджанскую баптистскую общину (АБО). КИС со ссылкой на пастора АБО Ильи Зинченко сообщает, что из 3 тысяч экземпляров книг ГКРРО дал разрешение на ввоз 500 книг.

По его мнению, возможно, решение госкомитета связано с желанием того, чтобы эта книга не имела широкого распространения среди граждан. “Эта книга про Соломона, причем достаточно популярного в исламе, поэтому мы можем лишь догадываться о том, чем мотивировано это решение”, – говорит пастор. В свою очередь, как сообщил “Эхо” руководитель пресс-службы ГКРРО Намик Аллахвердиев, часть баптистской литературы не была допущена на территорию страны лишь из количественных соображений. “3 тысячи экземпляров одной и той же книги слишком много для одной общины. Поэтому мы приняли решение допустить 500 экземпляров, исходя из числа прихожан. Никаких жестких мер в данном случае мы не предусматривали”.

Глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, считает, что иначе как нарушением свободы совести и вероисповедания решение ГКРРО не назовешь. Правозащитник считает, что ограничение на поступление литературы связано с тем, что представители госкомитета опасаются того, что каждая распространяемая религиозная литература может вызвать дискуссии, в центре которых может оказаться ГКРРО.

“Поэтому в последней резолюции СЕ говорится, что в Азербайджане необходимо гарантировать деятельность религиозных меньшинств”. Что касается баптистов, то нападки на них, по словам Зейналова, происходят не в первый раз.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: