Азербайджанский художник вернулся из Австрии

А.ГАДЖИЕВА

Художник Рашад Мехтизаде не без удовольствия рассказывает о своих успехах. Повод говорить о себе дают ему и множество персональных и сборных выставок в Санкт-Петербурге, Турции, странах Европы. Недавно художник вернулся из Вены, где проработал три месяца. Поездка была организована Посольством Азербайджана в Австрии и культурным отделом администрации президета Австрии. Азербайджан впервые участвовал в этом проекте, целью которого было ознакомление художников из Франции, Лихтенштейна, Чехии и Азербайджана с культурой и искусством Австрии.

Художникам создали все условия для того, чтобы это знакомство было полным и содержательным. Им были предоставлены мастерские, квартиры и гонорары в размере тысячу евро в месяц. Рашад Мехтизаде за время пребывания в Вене написал 16 картин. По условиям контракта, работы, которые впоследствии были выставлены, большей частью должны были быть написаны время нахождения в их стране. Организаторы объяснили это тем, что художники в течение этого периода ознакомятся со страной поближе, перенимут австрийский дух и отобразят его в своих картинах. “Я все увидел, вобрал в себя и написал то, что хотел сам, специально даже не пытаясь изобразить что-то австрийское в своих картинах.

Тематика моих работ – восточные мотивы. Австрия меня, конечно, вдохновила. Однако я посчитал, что будет лучше показать азербайджанскую культуру, но не орнаментальной стороной, а духовной. Я не хотел подражать, так как этот период мы уже пережили, все, что можно было, уже скопировали, переняли и прочее. Пора показывать свое”, – утверждает Р.Мехтизаде. По контракту художники должны были все эти три месяца безвыездно работать в Вене. Но Рашад пустился в авантюру в надежде на то, что пронесет. И пронесло. О том, что азербайджанский художник два раза покидал Австрию, никто не узнал, иначе с ним расторгли бы контракт. За эти три месяца художник умудрился слетать в Италию, где участвовал с австрийскими художниками в сборной выставке в Венеции. Побывал и в Стамбуле. Напомним, что в прошлом году Рашад Мехтизаде получил приглашение на международный симпозиум в Турции, организованный по линии ТЮРКСОЙ и Министерства культуры Турции. В симпозиуме приняли участие художники из 16 тюркоязычных стран. Рашад Мехтизаде написал три картины – композиции на тему “Чанаг-Кале дюшюнджяси-1”, “Чанаг-Кале дюшюнджяси-2” и “Чанаг-Кале гезяли”.

Звание первого и единственного лауреата этого конкурса получил Рашад Мехтизаде за композицию “Чанаг-Кале дюшюнджяси-2”. В Стамбул художник летал для того, чтобы на торжественной церемонии вручения получить атрибуты своей победы. Эта церемония была приурочена к десятилетию организации ТЮРКСОЙ. Сейчас Рашад Мехтизаде занят осуществлением двух проектов. Еще до отъезда в Австрию одна из иностранных компаний, работающих в Азербайджане, выступила с инициативой организовать персональную выставку худоджника в Баку. Но этот проект пока еще на стадии переговоров. Кроме этого художник планирует написать цикл картин, посвященных Венеции. “Те несколько дней, что я там пробыл, и все, что я там увидел, потрясли меня. Я уже сделал зарисовки, много фотографировал и думаю, что к февралю следующего года успею обнародовать венецианский цикл картин”, – обещает Рашад.

Непосредственный контакт с австрийскими художниками и дискуссии обнаружили много спорных моментов в отношении в изобразительному искусству в целом. Стороны разошлись во мнениях. Рашад Мехтизаде:

– Сейчас в Европе происходит какое-то сумасшествие. Европейцы пытаются найти нечто новое, которое будет опровергать устоявшиеся каноны классического изобразительного искусства. Но они хотят добиться эффекта новизны случайными находками. То есть, скажем, в каком-то моменте им удается случайно что-то найти – прекрасно – и они даже не пытаются теоретически эту случайность обосновать. А я считаю, что все новое также имеет свою основу, которая проистекает из классики. Сейчас в Европе новая мода – на видео снимают самые кошмарные вещи, вроде того, что молодые люди рвут себе лица, всякие кровавые бойни, и все это выставляется в галереях. Была там одна выставка под названием “Цветовая гамма”, на которой молодые люди бросались в чаны с краской и вымазывались в разные цвета… Я также заметил, что в Австрии сейчас снова обратились к футуризму, это происходит и в Азербайджане. Но дело в том, что время футуризма уже прошло, они уже посходили с ума на полотнах, создали концепцию этого изобразительного сумасшествия. А сейчас они опять пытаются вернуться к этому, но получается всего лишь абстрактное видение прошедшего сумасшествия. И в этом нет никакого смысла. Каким образом Пикассо стал абстракционистом? Он знал концепцию. Его ранние работы не отличаются по стилистике от Рафаэля. Но знание классики сподвигло его на осмысленные поиски абстракции.

– Какое определение вы даете себе как художнику?

– О себе трудно говорить. Мне стыдно (смеется)!..

– Вы такого высокого о себе мнения, что даже стыдно сказать об этом?

– Нет-нет, для меня важно, что обо мне скажут со стороны… Ну, рисовать я умею… Немного…

– Так вы рисуете или пишете?

– И рисую тоже, но в основном пишу.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: