Р.ОРУДЖЕВ
Азербайджанская общественность в который уже раз ждет приезда сопредседателей МГ ОБСЕ. Сегодня они появятся в Баку, и накануне особенно интересно ознакомиться с тем, как расценивают это очередное явление правящие круги страны и представители независимой политической элиты. Новруз МАМЕДОВ, заведующий международным отделом аппарата президента АР: – Мне сейчас трудно что-либо говорить о том, чего именно нужно ожидать от этого визита. Насколько я знаю, они прибудут поздно вечером 27 сентября. По всей вероятности, сначала они проведут переговоры с послами своих стран в Азербайджане.
Но главная цель визита сопредседателей в регион, я полагаю, та же, что и прежде: служить мостом между позициями или просто между двумя президентами – в этом суть самой миссии. После их приезда интересно будет узнать, какова сегодняшняя позиция Армении и что изменилось там после последней встречи президентов в Садараке. Надо сопоставить эту информацию с нашей позицией и определить, есть ли какие-то сдвиги или их нет.
Конечно, во время встреч в Баку будут обсуждаться и другие важные события, которые происходят в регионе и на международной арене и которые могут повлиять на процесс урегулирования карабахского вопроса. Например, недавняя встреча Гейдара Алиева с Владимиром Путиным.
Но что касается сути и содержания переговоров сопредседателей, прошедших в Армении и предстоящих в Азербайджане, я не имею права разглашать их по протоколу. Хотя, честно говоря, пока мне об этом ничего и неизвестно. Главное, что ждет сопредседателей в Баку, – это встреча с министром иностранных дел, а затем самое основное – переговоры с президентом. Этого ждут все стороны. Вафа ГУЛУЗАДЕ, независимый эксперт, экс-госсоветник по внешней политике:
– Сопредседатели тоже люди, они хотят жить, хотят работать и получать зарплату. А поездки в регион оплачиваются хорошими командировочными. Ну, пусть ездят, раз уж их сюда посылают, но решать они ничего не будут. Сколько можно изучать “позиции сторон”? Это вообще глупейшая формулировка. До сих пор ее повторял Казимиров, потом другие сопредседатели, теперь третьи. Они говорят, что решить что-либо трудно до тех пор, пока позиции сторон не сблизятся. Как будто позиции Азербайджана и Армении должны и могут быть сближены. Это же абсурд, мы все актеры театра абсурда.
В постановке участвуют три сопредседателя и две конфликтующие стороны. Я полностью исключаю, что посредники смогут вынести нечто положительное из итогов встречи Алиев – Кочарян в Садараке. Если бы были достигнуты какие-то позитивные результаты, то в первую очередь о них заявили бы два президента. Скрывают негативное – отсутствие согласия, взаимопонимания.
На поверхности лежат армянские претензии на независимость Нагорного Карабаха и его дальнейшее присоединение к Армении, которое де-факто уже осуществилось через оккупацию Лачина, а наша позиция противоположна этой. Компромисс, который витал в воздухе (обмен территориями и т.д.), оказался пшиком – никто на это не идет. Решение вопроса военным способом – мы на это не идем, считая, что проблему нужно решать мирными методами. Что же остается делать сопредседателям?
– Какова же выгода от этого визита властям Азербайджана?
– Они создают имитацию мирного процесса, которого нет. Его нет уже с 12 мая 1994 года. Вначале мы сами верили в эту имитацию, сейчас верить перестали, но продолжаем делать вид, что верим.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год