Нужно ли Азербайджану общественное TV?

Гулу МАГЕРРАМЛИ, тележурналист

Это только один из многочисленных вопросов, обсуждаемых в нашем обществе в связи с созданием общественного ТВ, но для наших зрителей он не самый принципиальный. Потому что большинство зрителей лишь потребители продукции ТВ, привыкшие смотреть с экранов музыкальные передачи, кинофильмы, легкие развлекательные программы и шоу.

Им нет никакого дела до животрепещущих вопросов, требующих активной гражданской позиции. Реализация идеи общественного ТВ – больше забота властей, политиков, выслеживающих под микроскопом предпринимаемые этими властями шаги по претворению в жизнь демократических преобразований и СЕ, испытывающего, как инициатор проекта, постоянный цейтнот.

Да, идея общественного ТВ пришла к нам из Европы и имеет свои условия и критерии юридического пространства для демократического общества. Европейцы считают, что в различных странах, провозгласивших построение свободного общества, наличие свободы печати лишь одна сторона вопроса, главное – предотвращение попыток установления монополий над СМИ (типография, печатные средства и т.д.). В то же время эта монополия не должна распространяться и на общественное ТВ, преследующее интересы общества в сети многоканального телевещания.

Именно поэтому, вступая в СЕ, Азербайджан принял обязательство о свободе слова в стране и, как еще одно обеспечение независимого вещания, выдвинул на первый план вопрос создания общественного ТВ. Определен даже путь зарождения новой разновидности телевещания: существующее гостелевидение преобразовывается в общественное.

Казалось бы, все предельно ясно. Но нет, вот уже третий год в прессе и на различных собраниях выдвигаются фантастические версии о создании общественного ТВ, искажается сущность этого вида вещания. То оно представляется как оппозиционное телевидение, нередко как часть государственного ТВ, а иной раз как ловушка для пополнения бюджета за счет финансовых средств населения. В обществе формируется атмосфера страха вокруг еще неначавшего свою жизнедеятельность телевидения, в низах и верхах витают превратные предложения об общественном ТВ. В таком случае нельзя не вспомнить Декарта: “Если знаешь и можешь уточнить значение употребляемых слов, то человечество будет спасено от ошибочных подозрений”.

Постараемся уточнить, что из себя представляет общественное ТВ и почему его настойчиво пытаются внедрить в коммуникационную среду Азербайджана? Чтобы ответить на первую часть вопроса, мы должны бросить взгляд на классическую модель общественного ТВ. По той причине, что согласно данной модели, отражающей специфические особенности нового вида вещания, общественное ТВ, в первую очередь, защищает интересы общества. То есть в отличие от коммерческих, государственных, развлекательных и других каналов, общественное ТВ в своих передачах обязательно учитывает общенациональные интересы.

Во-вторых, общественное ТВ, будучи надежной трибуной объективности и беспристрастности, в своих программах (особенно в новостях) во главу угла ставит принцип политического плюрализма. В-третьих, общественое ТВ ни от кого не зависит, оно полностью независимо, управляется коллегиально и государство в его дела не вмешивается.

И последнее – это ТВ финансируется в основном за счет денег абонентов и по этой причине осуществляется гражданский контроль за общественным вещанием. Здесь нет и не может быть места взаимным оскорблениям, бессмыслице и сквернословию. Благодаря именно вышеперечисленным характеристикам телеаудитория Западной Европы уже 20 – 30 лет наслаждается, наблюдая передачи общественного ТВ, а международные структуры рассматривают данную разновидность вещания как выгодное и необходимое средство для развития демократии в конкретной стране. После развала СССР демократические институты Запада взяли линию на применение новой по сути и принципам формы телевещания в бывших странах социалистического лагеря.

Люди, долгие десятилетия воспитывавшиеся в духе социалистических ценностей, вдруг увидели, что новое ТВ, свободное от идеологических оков, давления власти, выделяется беспристрастностью и умеренностью, пропагандирует в обществе терпимость и примирение, отличается пестротой передач, отвечающих разнообразным вкусам зрителей, предоставляет аудитории достоверную информацию.

В дальнейшем выясняется, что основная цель общественного ТВ состоит в удовлетворении потребности всего общества и отдельных ее слоев в получениии полной информации. В то же время, это ТВ основывается на разделении и уравновешивании телепрограмм, отражающих противоположные взгляды и убеждения, политическую палитру общества, свободу слова и мысли, удовлетворяющих общие интересы зрителей в музыкально-развлекательной сфере, образовании и культуре и т.д.

С другой стороны, общественное ТВ обрело большую популярность на постсоветском пространстве привлечением элитно-интеллектуального слоя населения, заботой о просвещении народа, осторожным подходом к личности, опорой в своей деятельности на национальные нравственно-этические нормы, отдаленностью от всяких форм корысти и тайного умысла. Правда, в некоторых странах, где относительно высок уровень общественного сознания, – Польше, России, Украине, бывали случаи, когда власти скрежетали зубами на новые ТВ, но в целом там общественное вещание не стало пропагандистским инструментом, а превратилось в один из важнейших атрибутов демократического общества.

Принятие Азербайджана в СЕ и вступление в совершенно новое юридическое пространство сделало жизненно необходимым создание в стране общественного ТВ. Следовательно, вынесенный в заголовок вопрос к данной ситуации теряет свою актуальность, т.е. вопреки нашему желанию общественное ТВ в Азербайджане становится реальностью. А вот как оно реализуется и что это даст обществу – вот вопросы, над которыми следует задуматься.

Принимая во внимание нынешние реалии Азербайджана, многие пессимистически оценивают полезность такого ТВ для народа и общества. Европейцы же настроены оптимистично и надеются, что появление у нас общественного канала придаст мощный стимул строительству гражданского общества и вообще позволит ускорить процессы демократизации.

…Конечно, с теоретической точки зрения, все верно. Но в переживающем долгий переходной период Азербайджане при создании демократических институтов, опирающихся на общечеловеческие ценности, возникают значительные трудности, сопряженные с политической обстановкой, особенностями национальной психологии и уровнем развития общественного сознания. Однако, по мнению оптимистов, в устранении этих проблем общественное ТВ может быть полезным как властям, так и обществу.

Трудно недооценить вклад ТВ и радио, в действительности преследующих интересы общества, в социальный и иной прогресс цивилизованных народов. Не случайно еще в 20-е годы прошлого века, во время появления радио, президент США Гувер в своем обращении к конгрессу призвал использовать “говорящий ящик” в интересах общества.

А премьер-министр Канады Р.Беннет в 30-е годы считал одним из основных функций парламента – “создание условий для использования радио всем народом ради устранения специфических трудностей, возникающих на новом этапе национального развития”. Как видим, за океаном с самого начала электронному СМИ придали общественный статус и превратили его в один из основных атрибутов демократии в стране и прогресса нации. Наше нынешнее положение по многим парметрам напоминает обстановку в Северной Америке в 20-30-х годах ушедшего столетия.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: