Г.МАМЕДЗАДЕ
Через пару месяцев будет год, как указом президента в Азербайджане была учреждена Государственная академия художеств. Это решение было восторженно воспринято культурной общественностью страны.
Новое учебное заведение сформировалось на базе факультетов изобразительных специальностей и художественного училища имени А.Азимзаде, трансформировавшегося в колледж в структуре академии.
Тогда еще вновь назначенный ректор академии народный художник Азербайджана Омар Эльдаров делился своими планами и творческими замыслами, мечтая создать в Азербайджане высокопрофессиональную школу мастеров изобразительного искусства, в структуре которой намечалось использовать лучшие традиции петербургской школы живописи, история которой насчитывает более 300 лет.
Но, к сожалению, Академия художеств в Азербайджане до сих пор не обрела предписанного ей статуса, а ее ректор решает проблемы другого характера, пытаясь найти хоть какие-то финансовые источники для создания базы вновь формируемого учебного заведения и решения оргвопросов.
Помещение для академии выделили сразу, и оно по всем параметрам, учитывая специфический характер этого вуза, соответствует требованиям творческой среды, включая большие светлые комнаты под мастерские, дворовый участок с зелеными насаждениями. Но… Это здание, в котором раньше размещалось ПТУ, было построено еще в 1930 году и нуждается в капремонте, поскольку за все это время ни разу не ремонтировалось, да и землетрясение оставило свой след. Чтобы привести сейчас это помещение в надлежащее состояние, требуется много денег и определенное время.
Пока, рассказывает Омар Эльдаров, ничего предпринять не удалось, поскольку никакой финансовой поддержки академия не получила. Поэтому до сих пор академический контингент остался в здании факультетов изобразительного искусства Университета искусств. И, как с огорчением предполагает ректор, это продлится еще долго.
А тут возникают новые проблемы. Учитывая, что с самого начала академия столкнулась с вышеизложенными проблемами, часть специальностей была временно оставлена в ведении Университета искусств. Имеются в виду прикладные предметы. Ректор полагал, что на начальном этапе следует уделить приоритетное внимание базовым специальностям, таким, как скульптура, живопись, графика. О.Эдьдаров признал, что не учел того момента, что имеет значение и такое понятие, как количество студентов.
Таким образом, оставив часть специальностей другому учебному заведению, академия не получила необходимую для дальнейшего развития базу. Как оказалось, малое количество студентов – пропорционально малая возможность найма учителей и низкие зарплаты. Больше студентов – больше возможностей. Это и стало причиной напряженной обстановки, путаницы с кадрами, сложных взаимоотношений с Университетом искусств, от которого отпочковалась новая учебная структура. К сожалению, отмечает О.Эльдаров, “нам просто стали мешать”.
Конечно, множества этих проблем удалось бы избежать, если бы академия своевременно получила какую-то поддержку. Омар Эльдаров считает, что в столь сложной ситуации имели бы значение и подъемные средства, опираясь на которые можно было бы приобрести хотя бы элементарные офисные атрибуты – компьютер, сейф, столы и стулья… В бюджете средства на академию не предусмотрены, а смета необходимых расходов настолько скупа, что подошла бы разве что уже функционирующему объекту.
Но в данном случае речь идет о вновь формируемом учреждении, материальная база которого равна нулю. Кроме того, учитывая специфический характер подобного учебного заведения, при малом количестве студентов требуется большое количество педагогов, и все они, невзирая на ученые степени и звания, получают мизерную зарплату.
Таким образом, очевидно, что Академия художеств Азербайджана нуждается в помощи. Но кто ее окажет? О.Эльдаров уже обращался по этому поводу непосредственно к президенту страны. Невзирая на занятость, президент выслушал ректора, после чего было дано соответствующее указание Кабмину, ответственным лицам в аппарате президента и Минобразования.
По свидетельству О.Эльдарова, понимание существует, но практических результатов и конкретных предложений как не было, так и нет. Разве что предложили составить и представить сметы и отчеты на то, что еще не получено. Было бы разумнее сделать наоборот.
О.Эльдаров находится в напряженном состоянии, предпринимая попытки сдвинуть с места это дело, в благородности и значимости которого никто не сомневается, но и помочь никто не спешит. А как же спонсоры? Где состоятельные нефтяные компании, занимающиеся периодически вопросами меценатства, где инвесторы? О.Эльдаров готов обратиться и за получением гранта, но не знаком с этой процедурой. Так кто же поможет Академии художеств?..
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год