С.БАБАЕВА, З.АБДУЛЛАЕВ
23 сентября руководитель Balakan DM-ТV Мустафа Дибиров объявил бессрочную голодовку. Как сообщил М.Дибиров “Эхо”, основные его требования – предоставление частоты телеканалу, вещание которого было приостановлено 8 января 2001 года, и возобновление следствия по делу его брата Тельмана Дибирова, который был зверски убит в офисе телекомпании в ночь с 17 на 18 августа 1999 года. В прошлых публикациях мы уже сообщали, что единственной компанией, которой так и не удалось получить лицензию и частоту от Минсвязи, является канал Balakan DM-ТV. На сегодняшний день в стране вещают 12 региональных телекомпаний. Пять из них до прошлого года испытывали трудности в получении лицензии – две в Губинском районе, одна в Сумгайыте, Мингячевире и Товузе. Тем не менее все эти каналы получили частоту.
В интервью “Эхо” М.Дибиров рассказал о давлении, которое он испытывает со стороны районных властей с момента создания своей первой телекомпании Crosna, прошедшей госрегистрацию в 1992 году. Тогда еще офис, в котором располагалась Crosna, могли в любое время посетить сотрудники правоохранительных органов и без всяких оснований его закрыть. Однако главные события начались в 1998 году, когда М.Дибиров, приостановив деятельность Crosna, открыл вторую телекомпанию DM TV. К 1999 году ее штат состоял из 10 сотрудников – операторы, журналисты, ведущий телепрограмм и бухгалтер. Один из операторов был братом главы DM TV Тельман Дибиров, и, по словам М.Дибирова, находился в числе тех, кто всегда “докапывался до истины”.
Об этом говорили его авторские сюжеты. По мнению президента компании, именно это и стало причиной того, что частыми гостями в ее офисе были майоры балакенской полиции Шахин Бабиров и Вагиф Ширинов. Как выяснилось позже, в одно из таких многочисленных посещений полицейские, угрожая Т.Дибирову, обещали прийти на следующий день. Впоследствии, т.е. в ночь с 17 на 18 августа 1999 года, Тельман Дибиров был зверски убит в офисе телекомпании. Убийцы до сих пор не найдены. М.Дибиров уверен, что оперативники, приехавшие на место происшествия, уничтожили следы преступления. А сделано это было для того, чтобы завести следственный процесс в тупик, так как в этом деле, по его мнению, замешаны именно служители правопорядка. В результате следствие установило, что убийство произошло в результате налета с целью грабежа.
При этом не учитывались даже результаты судмедэкспертизы, которая выявила на теле убитого многочисленные следы от пыток. Было ясно, что Т.Дибирова пытали, чтобы получить от него необходимую информацию. Это подтверждает и тот факт, что накануне своей смерти Т.Дибиров сказал брату, т.е. главе компании, что снял очень интересный сюжет. “Но в тот момент я не успел его посмотреть, очень торопился и попросил брата положить кассету на мой стол. Когда же я попытался посмотреть сюжет, в офисе отключили электроэнергию. Именно в эту ночь его убили, а все кассеты пропали”, – рассказывает М.Дибиров. Сегодня президент DM TV требует, чтобы следствие по делу его брата было продолжено. С этой просьбой М.Дибиров обратился к главе балакенской прокуратуры Захиду Тагиеву. Однако это не возымело действия. Как считает Дибиров, власти всячески притесняют деятельность DM TV, что привело к тому, что в настоящее время компания, лишившись лицензии на вещание, вообще прекратила свое функционирование. Однако и этому предшествовал ряд событий.
8 января 2001 года М.Дибиров был вынужден покинуть офис компании. Сотрудники районной полиции вкупе с руководящими чиновниками поставили главу DM TV перед фактом – либо остаться и лишиться техоборудования, либо освободить помещение. М.Дибиров, выбрав второе условие, перевозит оборудование к себе в дом и продолжает вещание уже оттуда. В дальнейшем власти делали все, чтобы приостановить вещание. Был взорван трансформатор. Кроме того, с их благословения рядом с домом М.Дибирова был открыт деревообрабатывающий цех, от которого исходил невероятный шум. Несмотря на распоряжение ИВ района о закрытии цеха, он продолжал функционировать. Но DM TV не останавливало свое вещание.
24 сентября 2001 года главу телекомпании вызывает начальник балакенской полиции, который требует, чтобы М.Дибиров подписал документы о добровольном закрытии DM TV. Этого требует и прокурор Захид Тагиев. Оба чиновника не скупятся на оскорбления и угрозы физической расправы. М.Дибирова на сутки помещают в КПЗ. После этого президент DM TV, опасаясь поставить под угрозу жизнь членов своей семьи, решается закрыть компанию. Глава компании отправлял письма президенту Гейдару Алиеву, руководителю общественно-политического отдела аппарата президента Али Гасанову, председателю Госкомиссии по теле- и радиочастотам Абиду Шарифову и министру связи Надиру Ахмедову, в которых требовал, чтобы компании была предоставлена лицензия.
Любопытно, что общественность поддерживает М.Дебирова, как главу компании DM TV. В пользу этого говорят 550 подписей, которые жители Балакена собрали по собственной инициативе. По словам учредителя телекомпании, на второй день после объявленной голодовки его посетили сотрудники Генпрокуратуры. По мнению Дибирова, это произошло из-за того, что ранее посредством СМИ он сообщал, что располагает несомненными доказательствами убийства брата. “Они пришли, составили протокол и выслушали мою информацию. Однако никаких обещаний по поводу возобновления следствия по делу моего брата с их стороны не поступило”, – говорит Дибиров.
Что касается Минсвязи, то, по словам главы DM-TV, на минувшей неделе, в четверг, с ним связался представитель министерства. “Он посоветовал мне не объявлять голодовку”. Отметим, что самочувствие Дибирова на второй день акции остается без внимания врачей. “Я отказался даже от воды. Сейчас у меня немного побаливает голова”. При этом Дибиров подчеркивает, что если на эту акцию не отреагируют должным образом, он будет обращаться в международные организации. Причем на этот раз в обращении будет указываться, что на его голодовку “никто не обратил внимания”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год