Туркменский след “Аль-Гаэды”

НУРАНИ

ФБР предупреждает о возможности новых терактов в США: “Аль-Гаэда” ищет способ незаметно пронести на борт самолета взрывчатку, причем в роли исполнителей терактов могут выступать чеченцы – мусульмане с неарабской внешностью. В прессу попадают шокирующие подробности: Усама бен Ладен обещал уплатить 9 миллионов долларов за убийство каждого из четырех руководителей американской разведки, включая директора ФБР, и готовился устранить высшее руководство США.

Но по-прежнему нет ответа на вопрос, что же стало с самим бен Ладеном: погиб во время бомбардировок Тора-Бора или же ему вновь удалось уйти? Не исключено, что пролить свет на судьбу террориста номер один могли бы два таинственных узника следственного изолятора в туркменском городе Мары, о которых сообщила газета “Время новостей” со ссылкой на двух сотрудников туркменских силовых структур, которые были арестованы нынешней весной в ходе масштабной “чистки” КНБ и родственных ему структур, но сохранили “каналы общения с волей”. Один из них, указывает “ВН”, бывший начальник пограничной службы Туркменистана генерал Тиркиш Тырмыев.

“Особые отношения” с талибами Туркменистан установил сразу же после того, как под их контролем оказалась афгано-туркменская граница, и казахстанские журналисты всерьез рассматривали возможность выхода талибов к Каспию через Туркменистан. И, как оказалось, не напрасно. В ноябре 2001 года руководство “Аль-Гаэды” дало приказ своим боевикам просачиваться мелкими группами в сопредельные страны, где уже были подготовлены каналы для инфильтрации. Одной из таких стран и был Туркменистан, причем в роли посредников выступали главным образом афганские торговцы, имевшие неплохой бизнес в Мары. Всего, как указывает “ВН”, к афгано-туркменской границе вышли две группы по 15 человек, еще 12 ноября находившихся в районе Тора-Бора. И как потом подтвердили на допросах боевики “Аль-Гаэды”, тогда там же находился и бен Ладен. Первая группа, состоявшая в основном из боевиков Исламского движения Узбекистана, миновала кордон без особых проблем – содействие им оказывали туркменские чекисты.

За надежность “коридора” отвечал зампред КНБ Туркменистана полковник Хаит Какаев. Однако вторая группа вышла к границе позже оговоренного срока. А в такую операцию, как транзит боевиков “Аль-Гаэды”, по логике вещей не может быть вовлечено особенно много народу. И террористы “нарвались” на пограничный наряд, не имевший ни малейшей информации о коридоре. Информация о задержанных боевиках, минуя Какаева, сразу поступает к его шефу Назарову. Тот приказывает поместить их в марыйский СИЗО, откуда таинственным образом “исчезли” 11 из 15 террористов. Потом оттуда же на волю “просочились” некий араб и еще один “важный чеченец, потомок имама Шамиля”. В марыйском СИЗО остались два российских башкира. То ли они не представляли особого интереса для “Аль-Гаэды”, то ли по каким-то причинам их не удалось незаметно “вывести” из марыйского СИЗО, но Сапармурат Туркменбаши решил “разыграть террористическую карту”.

Для начала от двух башкир добились показаний, что “транзит” из Туркменистана шел… в Грузию и Азербайджан. “Поделились” они и планами “Аль-Гаэды” в мусульманских регионах России.

Словом, дали показания на все случаи жизни. А потом Ниязов приказал генералу Назарову… войти в контакт с резидентами зарубежных спецслужб и предложить им обменять террористов на туркменских оппозиционеров, которые к этому моменту стали изрядно досаждать Туркменбаши. Назаров собрал подчиненных, изложил задачу, но те убедили генерала, что обменять террористов на оппозиционеров нереально и даже опасно. Тогда Туркменбаши приказал до поры до времени забыть о таинственных марыйских узниках. А очень скоро за решеткой на длительный срок оказались и все “фигуранты при погонах”: и Какаев, и Назаров.

Для Туркменбаши, если он и впрямь вознамерился “закрыть тему” с транзитом “Аль-Гаэды”, проще всего было бы “ликвидировать” всех ее участников. А они, как уверены “источники” МН, живы. Но тогда все напоминает попытку припрятать всех тех, кто обладает связями и контактами с “Аль-Гаэдой”, до лучших времен. И если учесть, что у Туркменистана с Азербайджаном отношения достаточно натянутые, а наша страна не раз экстрадировала боевиков “Аль-Гаэды”, то можно представить, против кого Туркменбаши намерен их использовать. А тогда в совершенно ином свете предстает арест в Баку очередного башкирского террориста, уже имевшего опыт взрывов на трубопроводах.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: