Во сколько обходится начало учебного года в Баку?

Сабира МУСТАФАЕВА, Самир АЛИЕВ

Сегодня темой нашей рубрики VOX POPULI – глас народа – стало начало нового учебного года. “В какую сумму вам обошлось 1 сентября?” С таким вопросом корреспонденты “Эхо+” подходили к респондентам. Кроме того, мы просили рассказать граждан о проблемах, с которыми они сталкиваются в течение всего учебного года.

Отметим, что, несмотря на ожидания, недовольных оказалось не так много. Правда, говоря о многочисленных проблемах, родители просили нас обрисовывать их как можно мягче. По их словам, педагоги, услышав критику в свой адрес, устроят их детям “страшную жизнь”. Поэтому мы не будем называть номера школ, у которых проводился опрос. Как всегда, есть и инкогнито. И хотя эти люди предпочитают не называть своих имен, их мнение, на наш взгляд, заслуживает внимания.

Рагим Рагимов, фоторепортер:

“Конечно, с моей зарплатой эти расходы для меня ощутимы. Благо дело, мои дети учатся в 4-м классе, и учебники им выдают. В этом году я купил детям тетради, ручки и форму. В целом потратил на подготовку к новому учебному году около 500 тысяч манатов. Но меня абсолютно не устраивает другое. К примеру, если учителя собирают у детей по 10 тысяч манатов в фонд школы – по их словам, эти деньги предназначаются для ремонта школы и других целей. Но почему, когда затевается этот ремонт, они дополнительно требуют еще 10 тысяч манатов? Куда деваются фондовые деньги? Перед каникулами каждый ребенок должен был выплатить очередные “налоги”. И еще мне хочется сказать о дневниках.

В прошлом году министр образования Мисир Марданов презентовал национальные дневники. После этого каждый должен был купить такой дневник, а пользоваться дневником российского издания запретили. Теперь выясняется, что в этом году эти дневники использовать не рекомендуется. Даже директора школ утверждают, что новые дневники графически изданы неверно. К примеру, в них отсутствует графа, где ученики записывают домашнее задание. Цена этого дневника, – 2500 манатов. То есть, деньги, которые я потратил на эти дневники – 5000 манатов – я выбросил на ветер, так как в этом году нас заставляют покупать совершенно другие дневники, которые очень трудно отыскать на рынке.

На пресс-конференции министра образования Мисира Марданова я был свидетелем того, как он рекламировал эти дневники, при том, что новый тип дневников уже был выпущен. Выходит, рекламируя старые дневники, кто-то пытается их реализовать. В связи с этим у меня следующее пожелание к М.Марданову: так как старый тип дневников никуда не годится, пускай он издаст распоряжение по школам, чтобы их сменили на новые, так как эта неразбериха произошла по их вине”.

Группа школьниц, 9-й класс (без фото и без имен):

“Мы пока не знаем, сколько нам придется покупать учебников, потому что об этом нам должны сказать учителя. Ручки, тетрадки, сумки и форму мы уже купили. На все это примерно ушло около 50 долларов. Но вот учебники – их в девятом классе так много, а каждый стоит около 20 тыс. манатов. Неужели Минобразования не могло позаботиться о том, чтобы раздать эти учебники бесплатно? Вот мы с подружками договорились покупать один учебник на двоих – очень дорого. Вообще, если так посмотреть, учеба в школе – “дорогое удовольствие”. А представляться мы не будем. Если учителя увидят нас с этими словами в газете – весь учебный год будет черным”.

Без имени и без фото:

“Я думаю, что говорить о школьных проблемах можно бесконечно. Учебники, дороговизна – это все одна сторона. Но не менее важной стороной этой проблемы являются сами педагоги, уровень профессионализма которых, безусловно, оставляет желать лучшего. Я боюсь за будущее своих детей. Мне кажется, что мои доходы при том, что я мать-одиночка и у меня двое детей, не позволят мне нанять им репетиторов. Сейчас мой сын в девятом классе, а девочка – в восьмом. Я вижу, что у них очень большие пробелы в знаниях, несмотря на то, что стараюсь с ними заниматься. Но я не могу делать то, что должны делать педагоги. А они – взяточники. Ну скажите, разве не стыдно постоянно напоминать о своих днях рождения? Вы знаете, все это так тяжело.

Даже не знаю, с чего начать. Моя дочь жалуется на то, что она очень плохо одевается, что у всех есть “мобильники”. Я ее, конечно, понимаю, но что мне делать. Так, неужели нельзя ввести школьную форму, запретить ношение “мобильников”, чтобы никто не чувствовал себя обделенным? Куда смотрит министр образования? Нет, я не хочу называть себя. Потом вы знаете, сколько у моих детей будет проблем – они народ мстительный”.

Марина:

“Сколько стоит 1 сентября? Если назвать среднее арифметическое, то около 100 долларов. Конечно, это не всегда бывает по карману, но что делать? В течение учебного года также бывает очень много расходов. Дни рождения учителей, фонд школы и прочее. Кроме того, учебники в школах не выдают. Причем в основном эти трудности испытывают в русском секторе – мы покупаем все сами и уже привыкли к этому, так как никогда не было такого, чтобы учебники выдавали. Моя дочь учится в шестом классе и с каждым годом учебников все больше и больше. У всех свои проблемы – и в основном финансовые”.

Эльмира Ахмедова, домохозяйка:

“Моя дочь учится в восьмом классе. В принципе каких-то особых проблем нет, но все приходится покупать. Одежда, тетради и многое, многое другое. Плюс ко всему учебники – представьте себе, цена одного учебника – где-то 15-20 тысяч манатов, а всего нужно десять книг. Получается, где-то 200 тысяч манатов уйдет только на учебники. Так, что если на все это взглянуть трезвым взглядом – цена учебы одного ребенка в школе составляет 100 долларов, и в течение самого учебного года также возникает очень много нюансов”.

Татьяна Янцевич, педагог:

“Вы знаете – да, действительно, многие не могут покупать учебники. Однако в начальных классах их все-таки выдают, и это помогает. Что касается дневников, то меня лично они устраивают. Дети записывают домашнее задание в тетрадках, и я это проверяю. А что еще должно быть в дневнике, кроме расписаний занятий и оценок? Потом, никто не заставляет учеников покупать новые дневники. Такого нет”.

Ирина Кульдина:

“Вы знаете, летом цены были ниже. Вчера, к примеру, я спрашивала на вокзале учебник по русскому языку. Летом цена его составляла 8 тысяч манатов, сейчас – 15 тысяч. Мой ребенок учится в 5-м классе, и сейчас новые педагоги говорят, какие учебники надо покупать. Пока неизвестно, сколько всего книг придется приобрести, потому что сейчас в учебных планах присутствует и азербайджанская, и русская программы – все зависит от педагогов. Что они говорят, то мы и делаем. Просто опять-таки говорю, летом учебники были дешевле. Но, что делать…”

Без имени и без фото:

“Я сам учитель, и мне неприятно то, что происходит. В этом году мой ребенок пошел в первый класс. Сам я преподаю в школе в 8-м микрорайоне, а так как уровень преподавания в этих школах мне достаточно хорошо известен, я решил устроить ребенка в центральную школу. Не буду говорить, в какой школе, но от меня там потребовали взятку в размере 150 долларов. Кому должен был заплатить? Я не скажу. Зачем я должен вам это говорить? Кроме того, на зарплату учителя вообще прожить невозможно.

Я 8 лет работаю и не могу найти себе учеников, чтобы заняться репетиторством. Никто мне не дает такой возможности – все грызутся, как волки. Насчет учебников – учебники есть, но за все надо платить. Однако больше всего меня раздражает то, что с меня требуют деньги за то, чтобы определить ребенка в школу. Из-за этого мне не удалось определить сына в центральную школу. Несмотря на то, что к Мисиру Марданову я отношусь очень хорошо, так как он грамотный руководитель, но в его окружении не все благополучно. А всегда так. Нет, я не верю в сказку про доброго царя, который не ведает, что творят подчиненные. Он, конечно же, ведает о том, что происходят эксцессы в школе, в образовании, но…

Сам я получаю 120 тысяч манатов, недавно обещали повысить зарплату, но этого не произошло, поэтому мне приходится подрабатывать ночным сторожем. В общем я зарабатываю 50 долларов, на которые очень сложно прожить. А представляться я не буду, и говорить, в какой школе работаю, тоже – меня “попрут” не только с педагогической деятельности, но и другой тоже”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: