М.БАГИРОВА
29 августа показ биографического фильма “Фрида” о художнице-сюрреалистке Фриде Кальо открыл 59-й Венецианский кинофестиваль. За главный приз – “Золотого льва” – будет бороться 21 фильм. Главная обещанная звезда фестиваля – Николь Кидман – не приехала. Фильм Стивена Долдри, в котором она снимается в роли Вирджинии Вульф, еще не готов. Студия “Мирамакс” не успела закончить в запланированный срок производство “Часов”, повествующих о том, как занятия литературой могут искалечить судьбу женщины. Стало быть, одним конкурсным фильмом на фестивале станет меньше.
Венецианский кинофестиваль – часть биеннале, грандиозного события, включающего в себя разнообразную культурную программу. Биеннале – это крупномасштабные международные художественные выставки, проводящиеся раз в два года в городах, имеющих амбицию влиять на развитие, конъюнктуру и, может быть, историю искусства. Устраивают эти смотры прекрасного отнюдь не только из любви к нему.
Генеральный секретарь Международной ассоциации критиков-искусствоведов Элен Лассаль некоторое время назад говорила о биеннале прагматично: “В биеннале все чаще видят своего рода отчет о производственных успехах. Кроме того, к ним относятся как к мероприятиям, поднимающим престиж места, где они проводятся, приносящим известность участвующим в них художникам, а также организаторам, городу и государству, которые им покровительствуют”. Венецианская – старейшая и самая влиятельная из мировых биеннале. Международную выставку искусства в Венеции задумал ее мэр, поэт и писатель Риккардо Селватико. Первая биеннале должна была состояться в 1894 году, но противники Селватико осудили идею, как “лишнюю трату денег”, а сам он проиграл выборы. Однако новый мэр, аристократ Филиппо Гримани, поддержал биеннале как очень престижный проект.
В 1895 году в городском саду Джардини ди Кастелло в специально возведенном для этого павильоне, ставшем впоследствии павильоном Италии, открылась первая Международная выставка искусства, уже тогда продемонстрировавшая ориентацию на новые его ипостаси. Ну а с первой послевоенной биеннале в 1948 году ориентация на экспериментальное искусство восторжествовала окончательно. Генеральный секретарь биеннале, историк искусства Родольфо Палуччини превратил ее в “обсерваторию” современного искусства и авангарда. В 1964 году биеннале открыла Европе поп-арт: знаменитой награды “Золотой лев” удостоился Роберт Раушенберг.
Количество фестивалей в мире сегодня уже, видимо, измеряется тысячами. Есть высшая категория – так называемые фестивали серии “А”, награды которых особенно престижны. Но даже и в этой высшей лиге выделяется тройка, которая стоит за пределами любых категорий – Берлинский с его “Серебряным медведем”, Канн с “Золотой пальмовой ветвью” и Венецианский – с “Золотым львом”. Кинофестиваль в Венеции возник в 1932 году. На первом же фестивале блистали советские фильмы – “Земля” Александра Довженко и “Путевка в жизнь” Николая Экка. И хотя “Золотого льва” тогда еще не существовало (до 1947 года, главный приз назывался “кубком Муссолини”), первым лауреатом Венецианского кинофорума стала именно “Путевка”.
С тех пор именно отсюда, из Венеции, путевку в жизнь получали такие признанные шедевры, как “Великие иллюзии” Жана Ренуара, “Расемон” Акиры Куросавы, “Иваново детство” Андрея Тарковского. В Венеции сделал первые шаги итальянский неореализм – здесь впервые увидели свет фильмы Висконти, Антониони, Пазолини, Феллини, и кино французской новой волны – отсюда стартовали и Луи Малль, и Ален Рене, и Жан Люк Годар. Герои фестиваля этого года – Сальма Хайек (исполнительница роли Фриды в одноименном фильме), Том Хэнкс и Софи Лорен. Кстати, здесь итальянская актриса окажет поддержку своему сыну – 29-летнему режиссеру Эдоардо Понти, представляющему свой фильм. Эдоардо Понти – сын 67-летней актрисы и ее мужа – продюсера и режиссера Карло Понти. Про Понти один из итальянских журналистов сказал: “Мы здесь думаем так: это сын Софи Лорен. Стоп”.
Заранее известно, что на нынешнем фестивале Софи получит почетный приз “Пьетро Бьянки”, Эдоардо же, скорее всего, не удостоится даже дежурного одобрения: его дебютную картину “Между странниками” уже показали критике. Несколько вялых лирических историй, разыгранных не кем-нибудь, а Мирой Сорвино, Питом Постулуойтом, Клаусом Марией Брандауэром, Жераром Депардье и, разумеется, Софи Лорен, более всего напоминают тщетные усилия серьезного молодого человека, который пытается соблазнить девушку, рассказывая ей о собственных успехах на поприще благотворительности. Всего в конкурсной программе участвует двадцать один фильм. Среди них – “Куклы” Такэша Китано, “Дорога к проклятию” Сэма Мендеса (после нашумевшей “Красоты по-американски” он снял гангстерскую историю тридцатых годов), “Грязные штучки” англичанина Стивена Фрирза, фильм польского классика Агнешки Холланд, ленты Патриса Леконта, Стивена Содерберга.
Но главное внимание, пожалуй, все же приковано к фильму “На верную гибель” (The Road to Perdition). И не только потому, что там сняты Том Хэнкс, Пол Ньюман и Джуд Лоу. “На верную гибель” – первый фильм англичанина Сэма Мендеса после оглушительного успеха его “Американской красоты”. Особым интересом у критиков и прессы продолжает пользоваться фильм режиссера Джули Теймор – “Фрида”. Поговаривают даже о твердом рейтинге киноленты, а некоторые критики называют ее чуть ли не единственной сильной лентой с момента открытия фестиваля. Проект, посвященный судьбам мексиканской художницы Фриды Кало и ее мужа, художника Диего Риверы, удалось запустить с трудом.
По словам Сельмы Хайек, одержимой своей соотечественницей Кало, американских продюсеров смущала история любви двух “латиносов”, представителей богемы, коммунистов по совместительству, из которых один был толстяком и ловеласом, другая – безногой бисексуалкой. В результате Джули Теймор все-таки сняла фильм о том, как из южной легкомысленности, из политической трескотни, богемных эскапад, постоянных инъекций обезболивающего, одержимости живописью взаимного скотства и взаимного уважения вырастает история любви, равной которой в кино не было, может быть, никогда. Кстати, именно у Риверы и Кало поселился в Мексике Лев Троцкий (его играет Джеффри Раш). Супруги-художники не побоялись пригласить к себе фактически “бомбу замедленного действия” – за Троцким охотились, никто не хотел принимать его, кроме двух одержимых фанатиков.
Степень свойственной им идеализации русской революции становится понятной всего из одной реплики фильма. Ривера, в очередной раз уличенный в измене, говорит Фриде: “Ты придаешь слишком большое значение сексу. На самом деле это ничего не значит. В России, например, все делают это постоянно, как кролики”. В конкурсе фестиваля представлены два русских фильма – кинопритча “Поцелуй медведя” Сергея Бодрова-старшего и “Дом дураков” Андрея Кончаловского. Русское кино решило наступать на “Золотого медведя” по двум стратегическим направлениям, отрядив на фестиваль профессионала, умеющего ставить окупающееся коммерческое кино, и “выездного” фестивального маэстро.
Кинопритча “Поцелуй медведя” Сергея Бодрова-старшего снята на студии СТБ. Рассказывает она о цирковой артистке, влюбившейся в медведя. То есть это все думают, что он медведь, но героиня видит в нем человека. Гибрид человека с медведем натужно изображает Сергей Бодров-младший, слабо похожий на топтыгина, зато очень популярный. Живет эта странная пара вместе долго и счастливо, но однажды медведю приходится из-за любимой убить плохого человека… “Дом дураков” Кончаловского, снятый на деньги неизвестного спонсора, повествует о районной психиатрической клинике на границе Чечни и Ингушетии и живописует любовь русской сумасшедшей девушки к приглашенной звезде Брайану Адамсу и полевому командиру Файзулле и кровавых “зачистках”. Почетный “Золотой лев” за вклад в киноискусство будет вручен 85-летнему итальянскому режиссеру Дино Ризи (в Венеции будет представлена ретроспектива его фильмов).
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год