Д.КАРАКМАЗЛИ
Информация о 23 вулканах Азербайджана по решению комиссии Министерства экологии и природных ресурсов и Института геологии Национальной академии наук Азербайджана, представлена в Кабмин с целью предоставления этим природным объектам статуса заповедников. Речь идет о вулканах на Абшероне, в Гобустане, Шамахе и расположенных в море.
В случае принятия решения о их статусе в эти места будут осуществляться поездки туристических групп. На один из таких вулканов, возле Гобустана, туристов, по их желанию, уже отвозят. Но при этом в настоящее время проблема состоит в том, что эти уникальные памятники природы – а вулканные поля как раз относятся к таковым – не охраняются.
О том, в каком русле должен осуществляться проект превращения вулканных полей в заповедные зоны, “Эхо” рассказал доктор геолого-минералогических наук Адиль Алиев. “Помимо того, что вулканы – природное богатство страны, они еще и неописуемо красивы по своему внешнему виду, – сказал специалист. – И потом, такого разнообразия активных вулканов нет нигде в мире. Все, кому приходилось их видеть, были буквально поражены их красотой и величием. И потому сама собой напрашивается тема превращения наиболее живописных вулканов в объекты посещения, то есть проложить к некоторым из них туристические маршруты”. По словам Адыля Алиева, в начале 90-х годов он обращался с подобным предложением в Бакинское бюро путешествий и в Госкомитет по туризму, однако реакции никакой не последовало. При этом специалист проинформировал об интересе, проявляемом частными фирмами к азербайджанским вулканам.
По словам Алиева, он неоднократно получал предложения от этих структур об оказании помощи в организации туристических маршрутов к вулканическим сопкам. Представители одной из этих фирм, отметил специалист, рассказали о том, что однажды организовали поездку для туристов из Германии к вулкану Дашгиль (Гобустан), но когда те стали задавать вопросы по научной части, то естественно, гид не смог дать вразумительного ответа, так как был далек от вулканологии. Поэтому, считает А.Алиев, в подобных маршрутах в качестве консультанта обязательно должны участвовать специалисты. Говоря о вулканах, данные о которых переданы на рассмотрение Кабмина, доктор геолого-минералогических наук отметил, что это активно действующие вулканы, расположенные вблизи оживленных дорог и населенных пунктов, то есть те, которым более всего грозит разрушение.
“И решение взять их под особую опеку было продиктовано именно этим обстоятельством, – подчеркнул А.Алиев. – Кечалдагу в этом плане особенно повезло. Заграждение вокруг озера Джейранбатан фактически уже и без нашего ведома превратило этот вулкан в закрытую зону. После того, как эти территории будут огорожены, они будут сохранены для туризма и научно-исследовательских целей. И к тому же прекратится их разрушение. К примеру, на вулканах Ахтарма-Гарадаг, Локбатан и других при строительных работах были срезаны края вулкана, что спровоцировало оползни. И поэтому создание заповедников – это еще и создание безопасных зон”.
По словам специалиста, подобная практика давно существует в других странах. К примеру, в США, на Гавайских островах, на территории, где действуют вулканы, создан национальный парк. Адыль Алиев высказался также за организацию туристических поездок к старейшим нефтяным месторождениям Азербайджана. “К примеру, на Абшероне есть штольня столетней давности. Общая ее протяженность – более 400 метров. Около 120 метров можно оборудовать и тоже водить туда туристов”, – сказал доктор геолого-минералогических наук.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год