Т.КАСИМОВА
Накануне одного из главных турецких национальных праздников – “Зафер байрамы”, который в народе чаще всего именуют “Мехметчик гюню” – “днем солдата”, в Турции был назначен новый глава генерального штаба страны – генерал Хилми Озкок. Несмотря на то, что турецкой армии и спецслужбам в последние годы удалось нанести несколько сокрушительных ударов по инфраструктуре курдской террористической группировки ПКК, в том числе арестовать ее лидера – Абдуллу Оджалана, Хилми Озкок полагает, что курдские террористы, объединяющиеся в вооруженные группировки, по-прежнему представляют опасность для государства.
Куда большее внимание, однако, привлекает другое заявление генерала. Новый глава турецкого генштаба заявил, что первостепенной задачей армии является борьба с внутренним врагом – исламскими фундаменталистами, подрывающими основы светского государства. Армия, по словам Озкока, призвана стоять на страже интересов светского пути развития Турции и не позволит происламским партиям и организациям сделать свое влияние на умы граждан главенствующим. Армия в системе турецких общественных институтов занимает особое место. Именно ее с момента провозглашения Турецкой Республики по праву считают главным гарантом сохранения в стране светского демократического строя и республиканской формы правления.
Уже в новейшей истории страны армия дважды – в 1970 и 1980 годах – брала в свои руки всю полноту власти в стране, когда Турция оказывалась на грани общенационального хаоса. Но куда менее известно, что именно предъявленный турецким генералитетом ультиматум привел к отставке с поста премьер-министра страны лидера клерикальной партии “Рефах” Наджмеддина Эрбакана, а позже – и роспуску самой “Рефах”.
Заявления нового главы генштаба приобретают особую остроту теперь, накануне намеченных на осень парламентских выборов. По мнению большинства аналитиков, клерикалы могут получить на них поддержку определенной части турецких избирателей и составить в парламенте солидную фракцию. Особенно, если учесть, что и на “правом”, и на “левом” фланге турецкого политического спектра за голоса избирателей борются по несколько партий. К тому же прямо перед выборами раскололись турецкие социал-демократы – Демократическая левая партия Турции, то, получив около 20% мест в парламенте, клерикалы могут оказаться крупнейшей партийной фракцией.
Непредсказуемым может оказаться и влияние на результаты выборов той самой “европейской интеграции” Турции. Именно выполнение требований еврокомиссии, необходимых для вступления страны в ЕС, в частности, расширение сферы применения курдского языка и отмена смертной казни в стране, в том числе и в отношении террористов, и привели к расколу правящей коалиции. Нетрудно догадаться, что эти же меры могли повысить и рейтинг антизападных сил в самой Турции, то есть прежде всего тех же клерикалов. И на столь неоднозначном фоне заявление генерала Хилми Озкока прозвучало как нельзя более своевременно.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год