Т.КАСИМОВА
Напряженность между Россией и Грузией приблизилась к опасной черте. Накануне представитель Грузии в ООН Реваз Адамия распространил в ООН обращение ко всем странам-членам ООН министра иностранных дел Грузии, где обвинил Россию в государственном терроризме, а также призвал Совет Безопасности принять к сведению “неприкрытое нарушение” Россией международного законодательства и Устава ООН.
“Действия России – холодное напоминание государственного терроризма, которому долго следовал ее предшественник – Советский Союз, – сказал Адамия на пресс-конференции. – Я надеюсь, что Совет Безопасности даст должную оценку этому очевидному нарушению международного права и Устава ООН”.
А президент Грузии Эдуард Шеварднадзе отправился в Панкисское ущелье, и в Тбилиси еще утром 27 августа было объявлено, что президент страны примет участие в похоронах 65-летнего Гурама Отиашвили, погибшего в результате российской бомбардировки грузинской территории.
Представить себе более недвусмысленный жест трудно. В Москве около суток “выдерживали паузу”. А потом тоже вступили в полемику. Сначала официальная “Российская газета” умудрилась ошарашить свою аудиторию “сенсационным сообщением”. Панкисское ущелье, оказывается, бомбил грузинский летчик лейтенант Георгий Рустели.
Версия выглядела на страницах газеты интригующе: Грузия, оказывается, располагает семью штурмовиками Су-25, один из них – это новая модель Су-25 КМ, оснащенный новым бортовым навигационным оборудованием и способный действовать и днем, и ночью, а вот российские Су-25, базирующиеся в Моздоке, мол, не могли бомбить Панкиси в половине шестого утра из-за “сумеречного эффекта” и “горного эффекта”. Летчик, мол, попал “по своим” вместо Гелаева по ошибке. Но предварительно на этом самолете “злые дяди” из Тбилиси закрасили бортовой номер – 15, и нанесли сверху российский – 32. Теперь самолет находится в ООО “Тбилавиастроитель”.
Опровержение последовало уже через несколько часов. Заместитель командующего ВВС Грузии Джолборт Берозашвили назвал российскую “сенсацию” “нелепой выдумкой”. По его словам, “в ВВС Грузии вообще нет самолета такого типа, так как у МО Грузии нет средств для приобретения этого самолета-штурмовика”. “В ВВС страны нет штурмовика с бортовым номером 15, нет и летчика с фамилией Георгий Рустели”.
Правда, как заявил журналистам председатель Наблюдательного совета авиационно-производственного объединения “Тбилавиастроитель” Важа Тордия, “у завода есть один самолет СУ-25КМ “Скорпион”, последний вылет на котором был осуществлен 29 июля, когда обслуживающий этот самолет израильский летчик доставил его в Тбилиси с выставки в Великобритании”. Но израильтянин улетел на родину, и с конца июля никто не осуществлял полеты на этом самолете, и “ни один грузинский летчик не обучен управлению этим самолетом”.
Очень скоро высказаться по грузинской проблематике посчитал необходимым Владимир Путин. В ходе встречи с бойцами спецназа в Чите он заявил, что обеспокоен отсутствием взаимодействия и недопониманием с партнерами России в Грузии. Потом президент России начал обвинять власти Грузии во всех смертных грехах: “Совсем недавно с экранов телевизоров нам говорили, что в Грузии нет никаких террористов. Потом признали, что есть. Потом подумали и сказали, что они хорошие, с высшим образованием.
Потом выяснилось, что эти высокообразованные люди занимаются наркоторговлей, торговлей оружием, убивают и похищают людей”, “дестабилизировали ситуацию в Абхазии, а также пытались проникнуть на нашу территорию. Они направляют оружие на территорию Чечни”. После чего выразил надежду, что действия грузинского руководства, направленные на борьбу с терроризмом, – “это не иллюстрация, а желание избавиться от террористов на своей территории”. “В этом вопросе мы готовы к сотрудничеству”, – сказал глава российского государства.
Насколько убедительно выглядит Россия в роли “донора антитеррористических технологий” на фоне полного провала второй чеченской войны, вопрос риторический. И “афгано-чеченский сценарий” с жестокими “зачистками”, потоками беженцев и предельным обострением отношений с местным населением для Тбилиси не особо привлекателен. Неудивительно, что на предложение России о совместной военной операции в Тбилиси ответили отказом.
Пресс-секретарь президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе Каха Имнадзе заявил, что “Грузия своими силами продолжит и доведет до конца операцию в Панкисском ущелье и очистит его от криминальных элементов и террористов”. “Грузия готова сотрудничать в сфере борьбы с терроризмом с другими государствами, в том числе и с Россией, но нет и речи об участии вооруженных сил любых иностранных государств в операции в Панкисском ущелье”, – отметил пресс-секретарь.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год