НУРАНИ
В то время, как для журналистов и политиков всего мира “темой номер один” остается предстоящая американская военная операция против Ирака, влиятельная американская The Washington Post поместила на своих страницах сенсационное сообщение, что по крайней мере двое лидеров “Аль-Гаэды”, упоминаемых среди двадцати наиболее опасных террористов мира, находятся в настоящее время на северо-востоке Ирана, в городах Мешхед и Заболь.
Как указывает газета, приют на территории Ирана после бегства из Афганистана нашли египтянин Саиф аль-Адель и мавританец Махфуз Ульд Валид. Последнего в январе нынешнего года успели даже объявить погибшим в ходе боевых действий в Афганистане.
Ссылаясь на заслуживающие доверия источники в спецслужбах арабских стран, газета указывает, что вместе с аль-Аделем, который подозревается в подготовке взрывов посольств США в Кении и Танзании, и Ульд Валидом, осуществляющим в настоящее время “текущее оперативное управление” структурами “Аль-Гаэды”, в Иран перебрались несколько десятков активистов этой террористической организации.
Кроме того, газета отмечает, что аль-Адель возглавляет сегодня так называемый “совет по безопасности” “Аль-Гаэды”, занимающийся планированием новых терактов. По мнению издания, в связи с тем, что Усама бен Ладен и его ближайший помощник Айман аль-Завахири “ушли в глубокое подполье”, именно аль-Адель и Ульд Валид взяли на себя руководство и военным комитетом “Аль-Гаэды”, который разрабатывает и осуществляет новые теракты, и даже идеологическим комитетом этой организации.
Как того и следовало ожидать, в представительстве Ирака в ООН, куда обратились за разъяснениями американские журналисты, информацию о нахождении террористов на территории Ирана категорически опровергли.
Однако сообщение The Washingtron Post, со ссылкой на источники в арабских спецслужбах – уже не первый “сигнал” о возможных контактах Усамы бен Ладена с иранскими “заинтересованными кругами”. Впервые они появились еще в 1979 году, когда под влиянием исламской революции в Иране и при прямом подстрекательстве иранских властей в Саудовской Аравии вспыхнул мятеж под предводительством Джухеймана эль-Отейба.
Восставшим тогда удалось захватить главную мечеть Мекки – Аль-Харам аш-Шариф, подавить мятеж властям королевства удалось только после многодневных боев. Но малоизвестно, что оружие восставшим доставляли грузовики, принадлежавшие семейной строительной фирме бен Ладенов.
Позже, в 1985 году, в самолете, летевшем в Эр-Рияд, “засекли” Имада Мугние – лидера проиранской террористической группировки “Хезболлах”. Далее “иранский след” обнаружился уже в середине девяностых годов при расследовании взрыва жилого комплекса “Хобар-тауэр” на американской военной базе в Саудовской Аравии. Мировая пресса неоднократно рассказывала о сотрудничестве бен Ладена с тем же Мугние.
Наконец, несколько недель назад Иран депортировал нескольких членов “Аль-Гаэды” в Саудовскую Аравию по требованию властей королевства. После этого США обвинили Иран в том, что власти этой страны предоставили “Аль-Гаэде” коридор для бегства из Афганистана. Так что сам факт “контактов” Ирана и “Аль-Гаэды” – это уже не новость.
Более того, как минимум заслуживает внимания сам факт визита высокопоставленной американской военной делегации в Ашгабат – Туркменистан граничит с Ираном именно в районе Мешхеда. Понятно, что наутро после публикации в The Washington Post американские бомбардировщики не возьмут курс на Тегеран или Мешхед. Но куда более ощутимым может оказаться ее влияние на внутриполитический расклад в самом Иране. Здесь уже давно продолжается “подковерная война” между “муллократами”, для которых США – это “большой сатана”, и “прагматиками”, выступающими за нормализацию отношений с окружающим миром.
Операция США в Афганистане заметно укрепила позиции последних – в Иране многие всерьез опасаются, что продолжение прежнего курса, с поддержкой ближневосточных террористических группировок и “суперрадикальной” риторикой, может привести к тому, что одной из целей американской антитеррористической операции может оказаться Иран.
Несколько месяцев назад депутаты иранского парламента – меджлиса потребовали даже расследовать сообщения Израиля о том, что из Ирана в Палестину поставлялось оружие для террористов. Сообщение же The Washington Post, что иранская “муллократия” приютила в Мешхеде террористов “Аль-Гаэды”. Более того, в Иране еще не скоро забудут зверскую расправу, учиненную талибами, ближайшими союзниками и покровителями “Аль-Гаэды”, над сотрудниками иранского консульства в Герате. Так что тегеранское “эхо” статьи в The Washington Post может оказаться громче вашингтонского.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год