В Баку будут продолжать отключать газ

Р.НАСИРОВ

В последнее время участились случаи отключения подачи газа в жилые дома в Баку. Причем часто от этого страдают потребители, не имеющие задолженности перед Производственным газовым управлением Баку. Это послужило поводом для недовольства населения, в связи с чем мы попросили заместителя главы Главного производственного газового управления (ГПГУ) Нусрета Касумова внести некоторую ясность в вопрос:

– Отключение газа потребителям действительно происходит. И мы продолжим эти акции и в будущем. Сегодня в мировой практике нет товара, который бы выдавался потребителям бесплатно. Не будет такого и в Азербайджане. Как раз из-за плохой оплаты наших услуг у организации и возникает масса проблем. Мы должны перечислять налоги (земельный, в фонд социального страхования населения, в Дорожный фонд, в Фонд занятости населения и т.д.), производить ремонт, оплачивать газ, поставляемый нефтяной компанией, заменять устаревшее оборудование, выдавать зарплату работникам и пр. Как нам готовить технику для эксплуатации в зимний период, когда объемы потребления увеличиваются почти в 3 раза? Сейчас мы принимаем в сутки около 3-3,5 млн. куб. метров газа, а зимой подача может достигать 10-10,5 млн. куб. метров.

Наши подземные газовые коммуникации длиной в 720 км были проложены еще 30-40 лет назад. Как эти газопроводы содержать в надлежащем состоянии, чтобы подстраховаться от аварий? Если я создаю перебои с подачей газа, тогда нарушается внутренняя инструкция нашего учреждения. Однако, чтобы этого не было, мне необходимы финансовые средства, которые опять же собираются от продажи газа.

– Какая часть потребителей вовремя оплачивает подачу газа?

– Приблизительно 70% потребителей можно смело причислить к неплательщикам.

– А в миллиардах кубометров или манатах эти проценты как выглядят?

– По состоянию на 1 августа население должно нам более 90 млрд. манатов. Сбор этих денег представляет для нас большую проблему. Например, недавно был инцидент с людьми, проживающими в 7-м микрорайоне (дом N 4б) Баку. Жильцы избили нашего работника, потребовавшего оплатить за газ. В чем виновны эти люди?

– А обеспечиваете ли вы потребителей беспоребойной подачей газа?

– Согласен – мы должны это делать. Однако население нам должно в этом помогать, а не ставить палки в колеса. Многие просто воруют газ. Каждый год мы составляем лимиты потребления предстоящего сезона для отдельных населенных пунктов и в целом для Баку. Согласно нормам, для каждой 4-камфорной газовой плиты в любой квартире мы рассчитываем поставить 35 куб. метров газа. В летний период он ниже – 25 куб. метров. По представленным нам справкам, 23% населения Баку проживают в своих квартирах одни. Есть районы, где эта цифра достигает 34%. Получается, что лимиты мы определяем, исходя из числа членов семьи, а потребители скрывают от нас то, что, оплачивая нормы газа для одного человека, потребляют его в гораздо больших масштабах. Следующий факт: при плановой ежегодной инвентаризации мы обнаруживаем множество газовых приборов – водонагреватели, стенные печи, радиаторные печи, плитки, проточные колонки и т.д. Естественно, все эти приборы не учитываются при определении лимитов.

Они просто не сидят в списках. В результате мы не можем обеспечить население требуемым количеством газа. Неужели 2-3 тыс. манатов делают погоду для этих людей? Или взять, к примеру, парники. Мы обнаружили 2832 таких объекта. Люди приваривают к газопроводу “сосок” и начинают незаконно выкачивать с нее газ. Так создается нехватка топлива, и нашему управлению был нанесен ущерб в размере более 7 млрд. манатов. А выплачено нам было всего 185 млн. манатов. Интересно, что делается это на виду у аксакалов, мешеди, хаджи, муниципалитетов, полиции или работников исполнительной власти. Но никто не реагирует. Так что где-то проблемы Бакгаза упираются в особенности азербайджанского менталитета.

– Может, контракты с потребителями повлияют на ситуацию, и люди станут более ответственно относиться к своим обязанностям?

– Мы не заключаем контракты. Да и зачем они вообще нужны? Количество членов семьи известно. В любое время суток в квартиру поступает газ. А как быть с совестью потребителей?

– Но это коммерческий вопрос и вряд ли имеет отношение к понятию совести…

– У нас более 450 тыс. абонентов. Каждый контракт должен быть составлен в двух экземплярах. Значит, нам надо закупить вагон бумаги и открывать новые штаты для работников. Это естественно повысит стоимость газа. Зачем вообще нужен контракт? Если кто-то хочет отказаться от газа, то мы с удовольствием отключим его квартиру от подачи.

– Часто от отключения газа страдают невинные люди, вовремя заплатившие за газ.

– Да я признаю, что такие случаи бывают. В многоэтажных домах газовая линия идет через кухню. И если в подъезде, например, из 9 вертикально расположенных квартир неплательщиками являются 7 семей, то мы вынуждены вместе с ними остановить подачу газа и в другие 2 квартиры.

– Получается замкнутый круг: надо надавить на потребителей, чтобы у Бакгаза появились деньги, благодаря которым контора сможет выйти на уровень цивилизованного обслуживания?

– Вы бензин для машины по контракту покупаете? Платите деньги и заправляете машину. Это такая же коммерция.

– Соглашение подразумевает жесткий котроль Бакгазом системы оплаты, а потребителям даст возможность воздействовать на работу вашей службы.

– Жесткость в данном случае может быть одна: за неуплату мы будем отключать потребителям газ. Если кому-то это не нравится, то пусть обращается в суд. И еще один нюанс – прошу уделить этому особое внимание. Часто наши контролеры не могут попасть к неплательщикам в квартиры. Хотя они должны проводить регулярную инвентаризацию и проверку коммуникаций. А вдруг где-то происходит утечка. И если кто-то не пускает контролера в квартиру, то мы и тогда отключаем газ. Вам было бы приятно, если бы из-за халатности вашего соседа на воздух взлетел весь блок?

– Были случаи, когда на вашу контору подавали в суд?

– Нет, таких фактов пока не было. При проверке мы выявляем, что, например, в квартире установлена настенная печь. Естественно, за неуплату мы ее отключим. Как, по вашему, возможна ситуация, чтобы я взял с прилавка киоска газету и не заплатил за нее? Кстати, о журналистах. Часто в газетах, в том числе и вашей, публикуют непроверенные данные. Я же сторонник объективной информации.

– Если бы счетчик зафиксировал потребление конкретным лицом газа, то это факт, а наличие печи еще ни о чем не говорит.

– Вот для этого нам и нужны средства. А иначе на какой счет мне покупать счетчики? Если бы потребители заплатили все 330 млрд. манатов долгов, то, может, мы и установили бы счетчики. К тому же с 2000 года запрещена бесплатное распространение потребителям счетчиков. Если кто-то хочет их иметь дома, то мы с удовольствием это сделаем. Но прибор будет покупать сам потребитель.

– А они вообще есть в продаже?

– Есть – канадского, китайского, украинского и т.д. производства. Минимальная стоимость 280 тыс., максимальная – 410 тыс. манатов. Причем с установкой и оформлением всей документации.

– Здесь срабатывает принцип давления на потребителя?

– Да не давлю я ни на кого. Это, наоборот, на меня давят. Мы остались в безвыходной ситуации. Из-за неоплаты газовую систему уже бьет паралич. Газ добывают с глубины моря и транспортируют на расстояния более 100 км. Плюс затраты на обслуживание других коммуникаций. Думаю, причина происходящего в другом – во времена СССР кубометр газа стоил 2 копейки. Люди привыкли покупать его за бесценок и при этом не платить.

– Некоторые экономисты предлагают следующий вариант выхода из ситуации: Азеригаз производит эмиссию акций и на привлеченные средства решает дебиторские и кредиторские проблемы…

– Я противник этого варианта. Ни один иностранный инвестор не станет вкладывать в газовую систему Азербайджана деньги “за здорово живешь”. Значит, вся извлеченная прибыль будет утекать за рубеж. Газовое хозяйство – это жизненно важные для страны коммуникации, и они должны оставаться в руках государства. Несмотря на огромные долги населения, мы как-то это терпим. А капиталисты не станут терпеть, когда ежемесячный недобор составит приблизительно 30%.

– Недавно президент уделил особое внимание проблеме незаконных строений на газовых коммуникациях. Как обстоят дела с выявлением таких фактов?

– Ни один нормальный человек не станет строить жилье в месте, где даже потенциально может храниться взрывчатка. А случаи, о которых вы говорите, вообще интересны. Люди строят дома на газовых коммуникациях, сила взрыва которого во много раз превышает взрывчатку. Такие факты были обнаружены в 1226 местах. История эта тянется с 1974 года. Строительство велось и в те годы. Однако тогда на ситуацию еще как-то можно было воздействовать. Была в силе статья 90 УК АССР, согласно которой, за первое подобное нарушение лицо штрафовалось на сумму от 800 до 1000 объемов минимальной зарплаты. При втором обнаруженном факте ему грозило лишение свободы сроком на 2 года. Сейчас эта статья отсутствует в Уголовном кодексе и максимум, что грозит нарушителю по Административному кодексу – штраф от 5 до 10 минимальных зарплат. То есть ничего…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: