Эльмира АХУНДОВА, публицист
Честное слово, если б даже для проведения референдума не было абсолютно никакого повода, его бы следовало придумать. Ибо если в начале летнего сезона политическая жизнь в Баку напоминала пересохший от палящего зноя ручеек, то сегодня этот ручей превратился в полноводную, хотя и мутноватую, реку.
И, по моим ощущениям, наиболее комфортно себя в этой воде ощущает наша оппозиция. Вообще, кажется, лучшего подарка, чем предстоящий референдум, власти Азербайджана преподнести оппозиции не могли. Засидевшиеся в своих штаб-квартирах и несколько скисшие от летней жары партоппозиционеры вновь ощутили сладостный накал политических страстей, повышенное внимание международных организаций, а главное – свою востребованность со стороны власть предержащих. До боли знакомые электорату лица наших доморощенных лидеров вновь замелькали на всех телеканалах, а их контрвыступления на “круглых столах”, организованных ОБСЕ, транслировал на всю страну главный государственный телеканал. Я уже не говорю о том, что под лозунгом бойкота референдума 26 политическим партиям страны удалось вывести на улицы Баку рекордное количество протестантов (по различным оценкам от 10 до 15 тысяч человек).
Правда, подавляющее большинство рядовых участников акции предстоящее 24 августа событие интересовало весьма мало, что продемонстрировал характер скандируемых в тот день лозунгов. Куда привлекательнее были лозунги в защиту прав любимых лидеров, ну и, конечно, самое популярное среди оппозиционеров слово “истефа”. Власти тоже в долгу не остались и буквально на следующий день “переплюнули” все 26 оппозиционных партий, ибо благодаря телеканалу Space, организовавшему концерт звезд азербайджанской эстрады, собрали на красочное действо в поддержку референдума по меньшей мере вдвое большее количество человек. Смею утверждать, что многолюдность массовых акций как “за”, так и “против” референдума имела весьма позитивный эффект. Хотя бы в глазах международного сообщества, которое, как оказалось, весьма обеспокоено политической индифферентностью нашего населения.
Взять хотя бы тезис, который на страницах газеты “Эхо” не так давно озвучил главный европейский эксперт по правам человека в Азербайджане – Андреас Гросс: “Самое плохое то, что многие (у нас в стране – Э.А.) не любят ни правительство, ни оппозицию, у массы людей появилось отвращение к политике. Это очень опасно”. Лично я тревогу и пессимизм г-на Гросса отнюдь не разделяю. То есть я согласна с тем, что “многие у нас в стране не любят ни правительство, ни оппозицию”, но не вижу в этом ничего тревожного и тем более опасного. Да и нелюбовь эта объясняется весьма просто. Влсть предержащие испокон веков не пользовались и не пользуются особой любовью и популярностью у своего народа. В демократическом обществе ее, власть, в лучшем случае терпят, с ней вынуждены считаться как с наименьшим из зол.
Я с достаточной подозрительностью отношусь к чрезмерной любви и популярности власти в той или иной стране. Да, в Ираке очень популярен Саддам Хусейн, а в Северной Корее правит “всенародно любимый кормчий” Ким Чен Ир. Но не думаю однако, что господина Гросса примеры подобной любви воодушевляют. В конце концов, недоверие к власти в цивилизованном обществе считается едва ли не первейшим гражданским долгом.
Что же касается нелюбви моих соотечественников к оппозиции, то и здесь все достаточно логично: почти все наши лидеры – “из одной и той же обоймы” конца 80-х – начала 90-х годов, поэтому за минувшее десятилетие они народу приелись и примелькались. Кроме того, многие из них во власти уже побывали и политический имидж за годы и месяцы своего недолгого пребывания “наверху” весьма подпортили. Так что, по-моему, весьма замечательно, что народ перестал обожествлять своих кумиров и больше верит себе, нежели всем этим многоопытным кукловодам. И потом, странно у господина Гросса получается. Нам уже уши прожужжали о том, что в странах развитой демократии подавляющее большинство законопослушных граждан достаточно равнодушно относится к политике и к тем, кто этой политикой занимается. И напротив, чрезмерная политизированность населения там считается неким анахронизмом.
Недаром американский писатель-юморист Билл Вон как-то заметил: “Американцы переплывут океан, чтобы сражаться за демократию, но не перейдут через улицу, чтобы проголосовать”. Теперь и мы хотим достичь подобных “западных стандартов”. А нас за это почему-то критикуют. Обидно, честное слово. Что же касается предстоящего 24 августа референдума, то позволю себе небольшой прогноз.
Думаю, что политически активная часть общества в субботу посетит избирательные участки и сделает свой выбор. Менее “сознательная” часть наших сограждан проведет выходной в кругу семьи или на лоне природы. А к избирательным урнам не придет из элементарной восточной лени. Кто-то референдум откровенно проигнорирует. Сейчас это обозначают модным словом “бойкот”. Ну и ладно. Лично я в этом ничего не страшного не вижу. Главное, чтобы нас кукловоды в спину не подталкивали. И мнение свое не навязывали.
Поэтому я лично хочу пожелать своим соотечественникам одного: голосуйте, как хотите, ставьте птички возле слова “да” или возле слова “нет”. Главное, чтобы пели вы со своего, а не с чужого голоса. И чтобы ваш выбор оказался действительно вашим выбором.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год