З.ВЕЛИХАНОВА
На днях в официальной прессе был опубликован текст “Положения о Фонде помощи Вооруженным силам Азербайджанской Республики”. Указ о создании фонда был подписан президентом Гейдаром Алиевым в конце минувшей недели. Фонд создан в целях развития Вооруженных сил на уровне современных требований, укрепления их материально-технической базы и финансирования необходимых социальных мер. Создание фонда было неоднозначно встречено общественностью. Для многих осталось непонятным для чего нужно было создавать еще одну структуру с функциями, которые уже имеются у Министерства обороны, но с одной лишь разницей.
Финансовым источником новосозданного фонда станут средства, поступающие на добровольной основе от осуществляющих деятельность на территории страны юридических и физических лиц. Минобороны уже зарекомендовало себя в глазах общественности не с лучшей стороны. Для того, чтобы население поверило в благие намерения МО, придется порядком “попотеть”. Еще свежи воспоминания о создании комиссии по проверке деятельности МО во главе с вице-премьером Ягубом Эюбовым, обвинения военного ведомства в финансовых растратах, звучавшие со стороны министра финансов. Поэтому, по мнению источника в Минобороны, материальная помощь из Фонда скорее всего будет носить разовый характер и выдаваться небольшими суммами.
Согласно положению о фонде, управление структурой будет осуществляться на основе рекомендаций министра обороны, которые должны быть утверждены президентом страны. По сведениям пресс-службы Минобороны, в данный момент идет оргработа и говорить о какой-либо деятельности еще преждевременно. Глава МО утвердит организационную структуру фонда, его бюджет на календарный год. Министр обороны осуществляет контроль за исполнением сметы поступлений и отчислений фонда.
Основные цели расходов определены так:
– развитие материально-технической базы Вооруженных сил;
– изготовление изделий военного назначения, проведение испытаний, их производство, ремонт и модернизация;
– проведение военных научно-исследовательских и конструкторско-испытательных работ;
– приобретение военной техники, оружия и боеприпасов;
– подготовка военных кадров, повышение их квалификации;
– решение социальных и бытовых проблем военнослужащих.
Распорядитель фонда – президент страны. Все расходы фонда осуществляются в рамках программы расходов, утвержденной президентом. Выдача и перечисление денежных средств по счетам фонда осуществляются исполнительным директором на основании распоряжения министра обороны. С согласия президента министр назначает и освобождает от должности исполнительного директора фонда. Тем не менее даже утверждение, что финансово-хозяйственная деятельность фонда ежегодно будет проверяться аудитором, назначаемым президентом Азербайджана, не вызвало доверия в кругах правозащитников. “Наша армия, из каждого шага солдата делающая деньги, уже ничем нас не удивит. Фонд – это очередная кормушка для военных. Для чего нужны новые пожертвования для МО? Таким образом, этим шагом они отчетливо признались, что налоги, выплачиваемые гражданами Азербайджана, тратятся не по назначению.
Это очередной позор наших военных чинов”, – возмущается Таисия Гордеева, председатель комиссии АНК ХГА по защите прав военнослужащих и их семей. Отметим, что и в МО многие понимают, что подотчетность будущего фонда Минобороны не приведет к серьезным изменениям в положении армии. Военное ведомство окружило себя неприступной стеной, оставляя людей в смутных сомнениях, считает информированный источник в МО, поэтому было бы лучше, если новая структура существовала вне контроля МО и возглавлял ее независимый эксперт. Важным моментом, источник считает, осуществление гражданского контроля над армией. Отметим, что аналогичные фондовые структуры существуют уже в некоторых странах СНГ, Турции… По словам источника в МО, положение об азербайджанском фонде фактически переписано с турецкого.
Однако то ли перевод с турецкого был непрофессионален, то ли временные рамки поджимали создателей фонда, но общее положение о фонде грешит некими абсурдами. “Государство не несет ответственности за принятые фондом обязательства, а фонд не несет ответственности за обязательства, принятые государством”.
Создавая фонд, государство полностью взяло на себя все руководящие функции, более того, как мы уже указывали распорядителем фонда является президент страны, а исполнительным директором – штатный сотрудник МО, назначаемый министром; сам фонд – такая же госструктура, как и фонд социальной защиты населения, как и Пенсионный фонд, различные министерства и ведомства страны, за деятельность которых государство несет ответственность. Почему в случае с фондом государство “умывает руки”, отказываясь от ответственности, правозащитникам и экспертам не понятно…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год