Э.МАМЕДОВ
Отечественный футбол в последнее время то и дело оказывается в центре конфликтов. Некоторое время назад в нашей газете было опубликовано письмо Ассоциации футбольных федераций (АФФА), в котором выражалось недовольство предупреждениями, адресованными Министерством юстиции к ней. Ассоциация резко раскритиковала деятельность Минюста, направленную “на дискредитацию отечественного футбола”. Сегодня позицию министерства разъясняет начальник отдела регистрации юридических лиц этого ведомства Фазиль МАМЕДОВ.
– В Министерстве юстиции утверждают, что АФФА грубо нарушает закон. О каких законах идет речь?
– Деятельность ассоциации регулируется законом АР, уставами АФФА, ФИФА и УЕФА. Так вот, АФФА нарушает как законы страны, так и уставные требования ФИФА и УЕФА, а также самой ассоциации.
– Но в АФФА утверждают, что ни в одном из предупреждений Минюст не указывал на конкретные нарушения…
– Мы могли бы опубликовать все содержание решения коллегии министерства. Однако после появления в печати заявления АФФА стало ясно, что некоторые ее руководители плохо понимают или не хотят воспринимать требований закона и основанное на нем решение коллегии. Видимо, надо внести ясность в ситуацию. Во-первых, АФФА – не частная собственность Фуада Мусаева или кого-либо еще. В свое время Кабинет министров принял решение об укреплении материально-технической базы АФФА. Этим решением ассоциации выделены бюджетно-финансовые, транспортные и другие технические средства. На ее баланс были переданы спортивные базы. Соответствующим министерствам и ведомствам было поручено оказывать всестороннюю помощь АФФА. При разумном использовании этих возможностей наш футбол мог бы достичь определенных высот. Но беспорядок, неумение управлять ассоциацией, неподчинение законам привели национальный футбол на грань краха. В заявлении АФФА, опубликованном в вашей газете, утверждается, что Минюст в своем предупреждении якобы не указал законы, которые были нарушены.
Это – не что иное, как дезинформация. Предупреждение – это правовой акт госоргана, преследующий цель предотвратить нарушения конкретных норм закона. Обойтись в нем без ссылки на законы просто невозможно. Противоправные действия АФФА заключаются в том, что в ее работе отсутствуют гласность, она управляется фактически одним человеком, который узурпировал все полномочия руководящих коллегиальных органов, не считаясь ни с кем, в том числе и со специалистами. Игнорируются права членов, отсутствуют прозрачность, попираются другие демократические принципы управления, фальсифицируются выборы в руководящие органы и т.д. Это вызывает недовольство членов ассоциации и приводит к серьезным разногласиям в самой организации. Если же говорить конкретно, то в деятельности АФФА имеются нарушения – в основном ст. 3 закона “Об общественных объединениях”, ст. 7.5 устава УЕФА, ст. 7.1. устава ФИФА, а также ст. 7 устава АФФА и рекомендации ФИФА и УЕФА от 10 марта 2000 года и. т. д.
АФФА обязана обеспечить равенство членов, соблюдение законов, действовать открыто, проводить свободные выборы, обеспечить присутствие всех членов на своих конференциях, формировать исполком с представительством широкого спектра футбольной общественности. А сейчас чуть ли не половина членов исполкома – представители аппарата АФФА. Футболом должны управлять специалисты, непосредственно представляющие футбольные организации. А работники аппарата – это прежде всего функционеры, и понятно, что их интересы не могут противоречить воле власть предержащих в АФФА. Такой порядок устраивает того, кто хочет все нити управления держать в своих руках.
В мае 1997 года представители Минюста не были допущены на конференцию АФФА. Этой самоуправство пресек Фатулла Гусейнов, который объяснил руководству АФФА, что работники министерства по закону имеют право наблюдать за работой этого собрания. На конференции нашелся лишь один человек – Видади Ахмедов – президент клуба “Туран”, который, не выдержав сложившейся на футбольном форуме атмосферы, открыто выразил свое мнение. Вслед за этим у “Туран” – уже в то время прославленной команды – начались проблемы. Это – характерная картина внутренней жизни АФФА. Все это наносит ущерб интересам футбола, серьезно влияют на спортивную жизнь в целом. И Министерство юстиции не может мириться с грубыми нарушениями закона в деятельности неправительственных организаций. Мы должны пресекать любые нарушения, вплоть до прекращения деятельности этих НПО. Но, учитывая общие интересы футбола, мы отказались от крайних мер, то есть постановки вопроса о ликвидации АФФА, хотя для этого имелись все законные основания.
Руководство АФФА якобы ведет счет предупреждениям Минюста. По его мнению, их всего два. По всей видимости, там не в ладах с математикой. Не хочу перечислять все многочисленные предупреждения. Но для человека, уважающего себя и законы, и одного достаточно. Вместо того, чтобы перестать нарушать законы и заниматься развитием футбола, бывший президент АФФА старается придать политическую окраску проблемам, которые возникли по его же вине. Но НПО должны находиться вне политики. И попытки выдать себя за оппозиционера говорят о том, что руководство АФФА полностью потеряло ориентиры и не в состоянии осуществлять управленческую функцию.
– Вы считаете, что АФФА не выполняет рекомендаций ФИФА и УЕФА. Но АФФА – член этих двух международных организаций. Вам не кажется, что это – внутреннее футбольное дело?
– Согласно ст. 16 закона “Об общественных объединениях”, закон применяется и в отношении общественных организаций, являющихся членами международных организаций. Уставы ФИФА и УЕФА также предусматривают соответствующую статью, в которой содержатся нормы о применении законодательства стран к национальным футбольным ассоциациям. Согласно уставам этих международных организаций, законы государства не применяются к национальным федерациям лишь в отношении вопросов спортивного характера, которые регулируюся внутренними нормами. Закон “О физической культуре и спорте” предусматривает, что по отдельным видам спорта право представлять интересы Азербайджана может быть передано отдельным общественным организациям. Кабинет министров АР специальным постановлением дал АФФА полномочия представлять азербайджанский футбол в международных организациях.
Вышеизложенные нормы дают право для того, чтобы соответствующие госорганы имели полномочия потребовать выполнения принципов и рекомендаций международных организаций, если они соответствуют интересам и законам страны. Уставные требования ФИФА и УЕФА не только не противоречат нашим законам, а напротив, соответствуют им. А что касается рекомендаций совместной комиссии, то они еще раз подтвердили правоту Минюста: требования министерства и рекомендации совместной комиссии в основном совпали. Дело в том, что представители АФФА часто прикрывали свои незаконные действия рекомендациями этих международных организаций. И даже, не стесняясь, неоднократно заявляли, что они не подчиняются законам страны.
Но их ссылки на то, что они “выступают от имени ФИФА или УЕФА”, абсурдны. В уставах ФИФА и УЕФА имеются нормы о проведении свободных выборов, и наш закон преполагает прозрачность, равенство, добровольность, законность и т.д. И международные организации, и мы хотим одного и того же. Невыполнение этих требований еще раз подтверждает неуважительное отношение АФФА как к законам страны, так и уставным требованиям ФИФА и УЕФА. Так что Фуад Мусаев отмахнулся и от рекомендаций международных организаций, и от нашего футбола.
– Вы говорите, что в АФФА игнорируют законные федерации, прошедшие регистрацию, и не приглашают на конференции большинство футбольных организаций. Ассоциация же заявляет, что эти федерации не обратились с заявлением в установленном порядке. Вы можете прокомментировать это заявление?
– Говоря о многочисленных нарушениях при приеме в члены АФФА, мы опираемся на факты. А факты – вещь упрямая. К нам не раз поступали заявления от региональных федераций о том, что их обращения о приеме не принимаются к рассмотрению и не обсуждаются. Это обычная практика АФФА, которая с таким же упорством отказывалась принимать и письма Минюста. Точно так же они поступают и с федерациями. Во время чемпионатов их возможностями широко пользуются, а когда дело доходит до голосования, оказывается, что они уже не ко двору и не являются членами АФФА.
– А почему на протяжении более чем десяти месяцев вы не регистрируете дополнения, внесенные в устав АФФА. Ведь эти дополнения дают права не только федерациям, но и клубам и другим образованиям входить в состав АФФА, голосовать и участвовать в ее повседневной жизни, избирать и быть избранными?
– Если проанализировать тот устав, который представили для регистрации, то можно увидеть, до чего доходит правовой нигилизм в АФФА. Минюст несколько раз требовал от руководства ассоциации соответствующие документы с тем, чтобы привести их в соответствие с законом. Они отказались. Тогда нам пришлось официально выставить свои требования, причем неоднократно, после чего АФФА выполнила некоторые из них. Перечень наших замечаний по новому уставу занимает не один лист. В уставе не были соблюдены те принципы, о которых я уже говорил, в нем много противоречий и т. д. Приведу пример. В уставе предусмотрено, что исполком имеет право определять, какой член имеет право голоса, а какой нет. Но ведь право голоса определяется уже самим фактом членства! Или же другой пример: предусматривалось, что клубы представляются в исполкоме 6 членами, а федерации, которые являются членами и учредителями АФФА, этим правом не обладали. Вопреки этому, аппарат АФФА опять получил больше мест в исполкоме.
Все это направлено на то, чтобы сохранить нынешний статус-кво, который на пользу лишь Ф.Мусаеву, но никак не азербайджанскому футболу. А мы этого не можем допустить. Наша правота подтверждается, как это ни удивительно, письмом АФФА за подписью генерального секретаря Чингиза Исмайлова. В письме сказано, что принимаются все наши замечания, за исключением одного. Однако этот вопрос обсуждению уже не подлежит, поскольку изменения в уставе должны приниматься решением конференции ассоциации. Поскольку такой порядок предусмотрен и в уставе АФФА, и в законе. – А в соответствии с каким законом Минюст принял решение о том, что сроки полномочий президента и исполкома АФФА истекли? – Не решение Министерства юстиции оставило президента АФФА и ее исполком без полномочий. В решении министерства лишь констатируются факты и дается их правовая оценка. Это руководство АФФА своим умышленным бездействием довело до истечения своих полномочий, искусственно затягивая созыв очередной конференции, выжидая удобное для себя время. Но оно забыло, что удобного времени уже не будет.
Болельщики и вся общественность страны очень хотят, чтобы у нас был хороший футбол. Мы тоже хотим, чтобы флаг нашего государства поднимался на международных соревнованиях. Наше государство вложило и вкладывает немалые средства для процветания национального футбола. К сожалению, сегодня они попали не в те руки, поэтому не приносят должной отдачи.
Словом, я лично вижу один выход из сложившейся ситуации – как можно быстрее и решительнее очистить всю эту грязь, преодолеть развал и направить всю мощь и энергию членов ассоциации на решение главной задачи – поднятие авторитета отечественного футбола. Я более чем уверен, что мы с этой задачей справимся. Уверенность вселяет то обстоятельство, что Азербайджан уже признан международной общественностью как спортивная держава. Успехи, достигнутые отечественными спортсменами во многих видах спорта, непременно окажут воодушевляющее влияние на подъем национального футбола!
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год