Оппозиция Азербайджана обвиняет Бакинский офис ОБСЕ

И.ЮСИФОГЛУ

Зампред партии “Мусават” Ариф Гаджиев заявляет, что глава Бакинского офиса ОБСЕ “действовал вчера в стиле Гейдара Алиева”. Сам посол Питер Бурхардт отвечает, что произошло недоразумение, а, помимо этого, он “любит десерт больше, чем закуску”. Сопредседатель СДПА Зардушт Ализаде пишет Питеру Бурхардту письмо. Таковы последствия дискуссий о предложениях, выносимых на референдум 24 августа. Вчера партия “Мусават” распространила заявление в связи с “круглым столом” (КС), организованным Бакинским офисом ОБСЕ при содействии местного представительства IFES. Напомним, что ОБСЕ проводит серию КС по вопросу конституционных изменений.

Темой вчерашней, третьей встречи, были “изменения, связанные с совершенствованием деятельности государственных органов и проведением референдума”. Хотя, по словам Арифа Гаджиева, еще на прошлом КС глава Бакинского офиса ОБСЕ посол Питер Бурхардт пообещал, что темой третьего КС будет обсуждение процесса организации и проведения референдума. Оппозиционеры собирались вчера говорить о нарушениях законодательства, о деятельности Центризбиркома и опыте голосования в стране.

Однако вчера, по словам Гаджиева, посол неожиданно заявил, что трехчасовые дебаты будут посвящены третьему разделу утвержденной формы бюллетеня. Он формулируется, как “изменения, вытекающие из усовершенствования проведения референдума” и состоит из трех пунктов. По словам зампреда “Мусават”, посвящать этим пунктам три часа обсуждений было “смешно”. Посол, отметил Гаджиев, изменил повестку по своему усмотрению, проигнорировав требования оппозиции и свое обещание.

“Он действовал вчера в стиле Гейдара Алиева. Первый раз за опыт общения с представителями международных организаций я вижу подобное”, – говорит представитель “Мусават”. Это натолкнуло Гаджиева на мысль о том, что процедура проведения КС изменена в пользу властей. Кроме того, Гаджиев отмечает, что г-н Бурхардт трижды давал слово представителям аппарата президента: – Они дважды выступали по 10 минут, выходя за рамки трехминутного регламента. Потом они уже не просили слова, однако посол все пытался дать еще одну возможность выступить. Помимо этого, в начале мероприятия посол сказал, что в первую очередь будет давать слово представителям Милли меджлиса и администрации президента. В знак протеста Гаджиев покинул зал.

Так же поступили несколько других оппозиционеров, в частности, председатель “Адалят” Ильяс Исмайлов и сопредседатель СДПА Зардушт Ализаде. Последний, как оказалось, недоволен и предыдущим КС из этой серии, прошедшим 6 августа. “На том мероприятии, кроме риторических выступлений были и некоторые дельные заявления. К примеру, о форме бюллетеня, о необходимости ввести в Конституцию процедуру импичмента президенту со стороны граждан”. Однако глава Бакинского офиса ОБСЕ и представители властей эти предложения проигнорировали. “Мы не дети, мы видим, что эти КС – PR-кампания в пользу властей”, – заявляет сопредседатель СДПА. По словам Ализаде, власти пытаются (и успешно) использовать мандат ОБСЕ в своих целях.

На вчерашнем же КС, как отмечает Ализаде власти привлекли к участию на КС Фазаила Агамалы, Хангусейна Кязымлы, Захид Оруджа и за счет них команда властей на обсуждениях расширяется, “задавливая” оппозиционеров. Кроме того, сопредседатель СДПА отмечает процедурные проблемы: – Я хотел высказать свое мнение, а г-н Бурхардт дал слово трем представителям властей подряд. Али Ахмедову! Кто он такой, Али Ахмедов?! Что он знает?! Вчера сопредседатель СДПА писал письмо послу. “В нем я выражу свое мнение об этих КС и привлеку его внимание к тому, как главу офиса ОБСЕ используют в своих целях власти страны”, – говорит Ализаде. В письме сопредседатель СДПА также выражает просьбу, чтобы “хулиганы от властей не допускались на эти КС”.

Впрочем, сам посол считает инцидент “недоразумением”. По словам г-на Бурхардта, недопонимание может быть вызвано неправильным переводом вопроса повестки. Сам посол формулировал темы КС на английском и вчера оно звучало, как Changes related to the process of holding referendums (“изменения, связанные с процессом проведения референдумов”). По предлагаемому вопросу, полагает г-н Бурхардт, “можно было сказать очень многое”, в том числе и то, с чем намеревалась выступить оппозиция.

Что касается процедурных моментов вчерашнего КС, то посол заявляет, что “право на инициативу референдума в Азербайджане имеют парламент и президент”. Поэтому глава офиса ОБСЕ сказал вначале, что обсуждения начнутся с выступления депутатов, затем свое слово скажут представители президентской администрации. “Какая разница, каким по счету выступать: 1-м или 15-м?”, – задается вопросом посол. Сам он объясняет ситуацию так: – Я люблю десерт больше, чем закуски. Неважно, каким по счету идет десерт… Это даже лучше – выступать 15-м. Вы знаете об аргументах предыдущих людей и можете ответить на них. Отметим, что оставшиеся 2 КС пройдут 15 и 20 августа. Зардушт Ализаде, к примеру, уже заявил, что не будет на них участвовать.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: