Назначен посол Азербайджана в Туркменистане

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера президент страны назначил посла Азербайджана в Туркменистане. Им стал первый проректор Бакинского государственного университета Эльхан Гусейнов. Другим указом Гусейнову присвоен ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Из бесед с коллегами Э.Гусейнова вчера “Эхо” стало известно, что прежде он не имел отношения к дипломатической работе, и специалистом в сфере международных отношений тоже не являлся.

Тем не менее все респонденты отметили, что в кругу преподавателей Гусейнов пользуется уважением, главным образом, за высокую работоспособность на посту проректора. Из других сведений, известно, что Гусейнову около 50 лет, он доцент, кандидат наук. В стенах БГУ проработал около 30 лет, преподавал курсы по философии, социологии и политологии. В советское время Э.Гусейнов являлся также заместителем секретаря парторганизации университета.

…Должность посла ученому досталась не в самый лучший период азербайджано-туркменских отношений. За последние годы проблемы между Азербайджаном и Туркменистаном накапливались, и ни одна из них не нашла до сих пор своего разрешения. Не в малой степени наблюдатели связывают это с особенностями правящего в Ашгабате режима. Достаточно яркой иллюстрацией тому, в какой стране придется работать Э.Гусейнову, могут послужить самые свежие новости из столицы Туркменистана – вчера соратники Сапармурата Ниязова объявили его “пожизненным” президентом. Заодно вышел указ о переименовании всех месяцев в году. Январь теперь, к примеру, называется “Туркменбаши”, а предшествует ему месяц “бетарафлик” – “нейтральность” (бывший декабрь). Одной из самых острых проблем – претензии Туркменистана на азербайджанские месторождения на Каспии – “Кяпаз”, “Азери”, “Чираг”, “Гюнешли”.

Эти противоречия привели к тому, что около года назад Ашгабат отозвал своего посла из Баку, объяснив свой шаг финансовыми затруднениями. Следующего витка напряженность достигла сразу после апрельского саммита президентов прикаспийских стран, во время которого Туркменбаши позволил себе прилюдно и в достаточно грубой форме заявить Гейдару Алиеву, что его выступление “пахнет кровью на Каспии”. Ожидать прогресса в отношениях после такого демарша туркменского президента было весьма трудно. И тем не менее назначением своего посла Баку сделал шаг навстречу Ашгабату, который может расцениваться, как демонстрация дружественных намерений. Для примера, по сей день во всем регионе Центральной Азии Азербайджан располагал лишь одним посольством – в Узбекистане.

При том, что уровень дипотношений между нашей страной и Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном находится на куда более высоком уровне, чем с Туркменистаном, посол назначен именно в Ашгабат.

“Азербайджан стремится наладить добрые, деловые отношения с Туркменистаном, чтобы все трения, возникшие когда-то, или существующие по объективным и субъективным причинам, были ликвидированы, – говорит завсектором аппарата президента Азербайджана Рустам Мамедов. – Гейдар Алиев такие шаги доброй воли совершает постоянно. Но туркменская сторона, конечно, была чрезмерно амбициозна все эти годы. Наш президент продемонстрировал добрую волю и когда поехал на Ашгабатский саммит. Несмотря на то, что там происходили не совсем приятные процессы, он тем не менее посчитал нужным вести переговоры. Главное, чего добивается азербайджанская сторона – восстановление дружбы и братства с Туркменистаном.

…Дело не только в том, что нам предстоит делимитировать Каспий между собой. В Туркменистане живет немало азербайджанцев, нас связывают общие исторические, религиозные и этнические корни, а также торговля, проект ТРАСЕКА и многое другое. В конце концов туркмены до сих пор с благодарностью помнят о том, как после разрушительного землетрясения 1948 года в Ашгабате многие туркменские дети получили воспитание в азербайджанских семьях. Любые споры между нами можно урегулировать. Ведь нам предстоит реализация выгоднейшего проекта Великого Шелкового пути. Кроме того, и идею Транскаспийского газопровода между нашими берегами пока никто не похоронил. При нормальном стечении обстоятельств, все это можно реализовать. Я думаю, что вскоре и туркменский посол вернется в Баку…”

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: