Р.НАСИРОВ
Сегодня в штаб-квартре партии “Ени Азербайджан” пройдет пресс-конференция и.о. главы Пенсионного Фонда Азербайджана Закира Бабаева. О чем он будет говорить, пока неизвестно. Однако ситуация вокруг Фонда оставляет желать лучшего. Причем, на протяжении последних нескольких лет. Проблемы этой организации можно разбить на технические и объективные. Первый вопрос связан с отсутствием прозрачности работы фонда, а второй замыкается на желании отдельных лиц подмять данную структуру под себя. По сути же все проблемы взаимосвязаны…
Начнем с технического анализа. Вряд ли кто-либо из соцстрахплательщиков знает, по какому принципу его деньги распределяются среди пенсионеров. Между тем Пенсионный фонд (ПФ) оплачивает большую часть (85%) стоимости санаторного лечения и отдыха членов профсоюза. Остальные 15% платят сами отдыхающие. Также, по непонятным причинам, из ПФ датируется вся деятельность Конфедерации профсоюзов Азербайджана по технике безопасности труда. Даже в ежегоднике Госкомстата публикуются все данные о доходной и расходной частях госбюджета страны и ни строчки о поступлениях или расходах ПФ. Происходит это потому, что в Пенсионном фонде отсутствует Наблюдательный совет, контролирующий распределение средств. А они огромны. Бюджет ПФ на 2002 год утвержден в размере 1 трлн. 515 млрд. манатов. Ежемесячные расходы – около 100 млрд. манатов.
Элементарный арифметический расклад демонстрирует несправедливость существующей ныне системы распределения средств. Например, плательщиками денег в ПФ являются сегодня порядка 1,3-1,4 млн. человека. Из них 600 тыс. – работники бюджетной сферы. Их пенсионные начисления производятся автоматически из бюджета. То есть из госказны этим людям начисляется зарпалата, и сразу же в бухгалтерии госучреждений, ведомств и предприятий из нее высчитываются суммы на пенсионные нужды. Следовательно, реально ПФ сегодня собирает деньги от 700-800 тыс. человек, работающих в коммерческом секторе. Между тем известно, что большинство отдыхающих в курортных заведениях – тоже бюджетники – в частном секторе еще слишком слабо поставлено профсоюзное движение.
То есть “частники” в основном и оплачивают отдых или санаторное лечение бюджетников. Зная, что в Азербайджане порядка 1,200 млн. пенсионеров, получается, что сегодня каждый работающий гражданин страны практически содержит одного пенсионера. Можно также констатировать, что при нынешнем уровне зарплаты по стране повышение пенсий – просто миф. Ведь, если принять среднюю зарплату за 300 тыс. манатов, то при 30% пенсионных отчислений на каждого пенсионера в среднем приходится по 90 тыс. манатов пенсии. Выше этой суммы поднять планку просто невозможно – нет резервов. Возвращаясь к системе оплаты фондом ряда расходных статей, уместно заметить, что нынешняя система создает возможность перетока части бюджетных, то есть госсредств, в казну общественной организации, коей является Конфедерация профсоюзов. И основным звеном цепи является, конечно же, Пенсионный фонд. Теперь об интересе отдельных чиновников.
Не первый год международные финансовые институты требуют провести в Азербайджане реформу социального сектора. Выделяются даже миллионные кредиты на те или иные звенья социальной реформы. При этом и МВФ, и Всемирный банк, и правительство страны прекрасно понимают, что начинать надо с пенсионных дел. Однако по непонятным причинам, несмотря на требования ВБ, более 2 лет пустует кресло главы фонда. Причем, этот вопрос иностранцами поднимался неоднократно. Они пассивно просят президента страны определиться с кандидатурой чиновника, с которым им предстоит работать. До назначения главы фонда ВБ отказывается проводить какие-либо консультации в этом направлении.
По мнению группы экспертов, данный вопрос тормозится из-за личных интересов отдельных чиновников. Называются имена министров финансов и труда и социальной защиты населения Аваза Алекперова и Али Нагиева. Еще два года назад Алекперов сам возглавлял ПФ. И, что интересно, будучи назначенным Гейдаром Алиевым на пост министра финансов, сразу же распорядился назначить комиссионную проверку предыдущей деятельности Фонда. Таким образом, министр финансов А.Алекперов проверил работу главы ПФ А.Алекперова. Инспекция прошла, конечно же, успешно. Эксперты считают, что положение с и.о. ПФ сегодня вполне устраивает Аваза Алекперова, поскольку таким образом фактическим руководителем фонда является он сам. И это помогает ему как-то регулировать процесс распределения бюджетных средств на пенсионные нужды. Сегодня деньги и так выдаются с регулярной задержкой в 15-20 дней.
Если же встанет вопрос о повышении пенсий, например, на 50%, то фонд просто рухнет. Другой вопрос: почему А.Алекперову не выгодно назначение на должность главы фонда профессионала? По мнению экспертов, тогда раскроется многое из того, что желательно было бы предать забвению. К тому же новый руководитель вряд ли захочет делить фактическое управление структурой с Минфином. В свою очередь, нынешнее положение дел вполне устраивает и Али Нагиева. Дело в том, что назначение на должность руководителя фонда нового человека автоматически предусматривает контроль не только за собираемостью средств, но и их расходами. Структуры, которые осуществляют распределение пенсионных денег, – собесы, находятся сегодня в ведении Минтруда – А.Нагиев, не отвечая за доходные статьи ПФ, контролирует распределение денег. Понятно, что рано или поздно глава ПФ либо захочет проинспектировать учреждения епархии А.Нагиева, либо поднимет вопрос о передаче их в ведение ПФ. Таково, во всяком случае, положение дел в России, Украине, во всей Европе.
…В течение последних нескольких лет назывались разные люди, которые якобы должны были быть назначены главой ПФ: нынешний руководитель Конфедерации профсоюзов Азербайджана Саттар Мехбалыев, депутат ММ Фазаил Агамалы, Аббас Аллахвердиев (зампред Счетной палаты), Шамсаддин Ханбабаев (замминистра труда и соцзащиты, бывший премьер Нахчывана), Ильгар Рагимов (нынешний первый замминистра труда и соцзащиты) и, наконец, сам и.о. ПФ Закир Бабаев. Кого же выберет президент?…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год