Дело не в сосисках

Рауф ТАЛЫШИНСКИЙ

Один из персонажей фильма “Последняя ночь детства”, если помните, глубокомысленно замечает: “Не в сосисках дело. Дело во внимании”. Внимание, действительно, ценная для человека вещь. И, видимо, как и всякая ценность, оно у нас в дефиците и потому поступает преимущественно, как говорится, “по импорту”, из-за рубежа.

На эту мысль навела недавно закончившаяся рекламная кампания банка HSBC. Рекламы банк печатал много и до того. Но эта кампания была необычной. Напомню, банк начал ее в Азербайджане ПОСЛЕ ТОГО, как объявил о закрытии здесь своего представительства. Суть рекламных объявлений, которые банк печатал более месяца в нескольких газетах, сводилась к напоминанию: “Мы закрываемся, приходите и заберите свои деньги”.

Я, честно говоря, впервые видел, чтобы такие усилия и средства были направлены на то, чтобы ОТДАТЬ ДЕНЬГИ. Можно ведь было поступить и иначе, я бы сказал, традиционно. Объявить дату закрытия, а потом действовать согласно правилу: “если кто не спрятался – я не виноват”. И чувствовать себя в полной мере исполнившим свой долг.

У нас, во всяком случае, за последние годы закрылось немало банков, но таких публичных переживаний банкиров по поводу того, что не все успеют снять свои деньги со счетов, я что-то не замечал. Что такое были вклады в азербайджанском отделении HSBC для этого банка и насколько мы, как клиенты, были для него важны, можно представить себе по одной только цифре.

Азербайджанское отделение банка входило в так называемый азиатский филиал HSBC, работающий, наряду с Азербайджаном, в таких странах, как Гонконг, Сингапур, Арабские Эмираты. Так вот, вместе с нами и с этими “денежными мешками” доля азиатского филиала в общих объемах HSBC составляла 1,5%. Так что дело в данном случае, видимо, действительно не в сосисках. Слишком уж микроскопичны были для банка и суммы, и клиенты, и, надо полагать, весь тот бизнес, который HSBC у нас в конце концов свернул. Что-то другое заставляло банк в течение месяца настойчиво (платя за рекламные объявления) призывать своих “уважаемых клиентов” забрать свои 142 доллара.

Думаю, заставляло то, чего так сильно не хватает нам: привычка играть по одним и тем же правилам, вне зависимости от того, стоит игра свеч, или не стоит. Принцип этот универсален: от того, что в шахматы играют не в чемпионском матче за корону, а после работы на бутылку пива, слон не перестает ходить по диагонали, а пешка – по вертикали. Но у нас этот принцип срабатывает не всегда.

У нас довольно часто дело бывает именно “в сосисках”. Привычка к двойным стандартам унаследована еще с советских времен.

Тогда, например, если человек платил рублями, то это было одно. А если у кого была “валюта”, всякого рода боны, чеки и пр., получалось совсем другое. В этом случае и пешка при необходимости могла пойти конем, а ладья и вовсе взлететь. И до сих пор: казалось бы, более очевидной вещи, чем запретный смысл красного цвета светофора, быть не может. Ан нет, оказывается, если на автомобиле номерной знак с буквами АА (что означает причастность к начальству), то красный свет становится как бы розовым, а то и вовсе зеленеет. И, что показательно, никого это не удивляет: люди привыкли к мысли о том, что правила (и не только дорожного движения) у нас содержат большой элемент динамики.

И каждый старается старается сделать для себя исключения. Пройти, например, в аэропорту, минуя таможню. И не потому, что везет наркотики или зенитно-ракетный комплекс, а потому, что сын тети со стороны отца в этой таможне работает, и не пропадать же зря такому знакомству. И в итоге складывается все по своеобразной, удивляющей иностранцев, но внутренне стройной логике: чем выше человек на социальной лестнице стоит, тем больше у него возможностей нарушить правила. Отсюда вывод: чем больше у него таких возможностей, тем, следовательно, человек значительнее. Нарушение правил (любых) у нас – самый простой и наглядный способ продемонстрировать это окружающим.

Таким образом, следуя этой логике, человек прилагает усилия не к тому, чтобы правила соблюдать, а наоборот – к тому, чтобы нарушать их как можно чаще, подтверждая таким образом свой социальный статус. Для кого-то перекрывается движение в городе, а кто-то может запросто, с первого раза и “за просто так” получить справку в жэке. Масштаб, конечно, разный, но важен прицип: добиться общественного уважения. Ибо оно, как было сказано выше, важнее сосисок.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: