Власти и оппозиция Азербайджана обменялись мнениями

И.РЗАЕВ

Вчера в отеле Hyatt Regency под патронажем Бакинского офиса ОБСЕ и при содействии местного офиса IFES началась долгожданная серия “круглых столов” (КС), посвященных конституционной реформе. Ранг мероприятия выдавали уже таблички с названиями приглашенных организаций. Среди них – правящая партия, ведущие оппозиционные партии, представители Конституционного суда, Милли меджлиса, Верховного суда, третьего сектора. Из-за спин участников КС виднелись головы глав дипмиссий, аккредитованных в Азербайджане. Они участвовали в качестве наблюдателей и в жаркие дебаты не вмешивались.

КС открыл глава Бакинского офиса ОБСЕ посол Питер Бурхардт. Кстати, г-н Бурхардт великодушно обошел вниманием критику инициативы ОБСЕ со стороны ведущих оппозиционных партий. Он сказал, что открытый процесс важен для принятия решений. Избиратели, отметил посол, должны знать все аргументы “за” и “против” предложений, выносимых на референдум. “Срок с 22 июня по 24 августа недостаточен для информирования избирателей”, – выразил позицию международных организаций (МО) г-н Бурхардт. Поэтому МО посовещались и у них возникла идея помочь “в просвещении”.
Просветителем избрали Бакинский офис ОБСЕ, поскольку “эта функция есть даже в уставе нашей организации”, сообщил посол. Тему КС г-н Бурхардт определил как “Конституционные изменения, связанные с выборами в Милли меджлис” и попросил собравшихся выступать по повестке. Свои функции посол определил как “судьи во время футбольного матча”. Хотя иногда главе Бакинского офиса приходилось выполнять функции рефери на ринге.

Свои предложения

С последней просьбой не согласились представители оппозиции и НПО. Член политсовета АМИП Фуад Агаев предложил следующие темы для КС: “Юридические условия проведения референдума 24 августа”; “Обеспечение прозрачности голосования на референдуме”; “Создание условий для мониторинга за ходом выборов”; “Изменения в сфере законодательства по правам человека”. Г-н Бурхардт попросил все инициативы представлять в письменном виде и коротко. Так, сказал посол, “и мне, и вам будет легче”. Однако, как говорится, “в деталях сидит черт”. Поэтому в следующих нескольких выступлениях говорилось именно об организационных деталях предстоящего референдума.

Директор Института мира и демократии Лейла Юнус отметила, что важен “состав избирательных комиссий”. Эти комиссии себя скомпрометировали на последних парламентских выборах, отметила правозащитница. Представитель третьего сектора предложила включить в состав комиссий оппозиционеров и НПО. Бурхардт опять попросил “написать предложения на бумажке”. Наиболее часто повторявшееся на КС требование – предоставить на госканале эфирное время для прямых теледебатов между оппозицией и властями. Впрочем, представители исполнительной ветви власти это требование вчера проигнорировали. Хотя отметим, что КС был продемонстрирован в вечернем эфире двух государственных телеканалов в полной версии… Затем на КС прошла серия обмена аргументами.

От Бельгии до Украины

Аргументы новизной не отличались. Власти говорили о прелестях мажоритарной системы. Руководитель аппарата Милли меджлиса Сафа Мирзоев сказал, что депутаты-одномандатники менее зависимы от своих политпартий. Представители оппозиционных партий откровенно заулыбались, когда исполнительный секретарь ПЕА Али Ахмедов сообщил об общемировой тенденции перехода к мажоритарной системе. Ссылались также на опыт Бельгии, Великобритании и других стран. Свои аргументы привели и представители оппозиции. Замбашкана “Мусават” Ариф Гаджиев, к примеру, заявил, что “в условиях авторитарного режима в стране Гейдар Алиев хочет создать однопартийную систему”.

А член политсовета АМИП Фуад Агаев сообщил, что во всем мире наблюдается тенденция перехода к смешанной, а не мажоритарной системе. Агаев привел пример парламентов Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии. Помимо этого, оппозиционеры призвали ссылаться не на ведущие европейские, а на постсоветские страны СНГ. В Украине, Грузии, к примеру, успешно применяется смешанная избирательная система. После аргументов перешли к призывам. Глава общественно-политического отдела аппарата президента Али Гасанов заявил, что “лучше бы оппозиция помогала просвещать население”. Он определил еще один аргумент в пользу перехода к мажоритарной системе. “Мы хотим, – сказал Гасанов, – чтобы у граждан не было необходимости вступать в политпартию для того, чтобы быть избранным в парламент”. Обстановка стала накаляться и дискуссии постепенно перешли в плоскость обсуждений проекта нового Избирательного кодекса (ИК).

Будут дебаты. Но позже

Споры вокруг проекта ИК начались с заявления представителя Либеральной партии Аваза Темирхана. Он сказал, что власти намерены через отмену пропорциональной системы перейти к формированию ЦИК и окружных, участковых избирательных комиссий на однопартийной основе. Однако завотделом законодательства и правовой экспертизы администрации президента Шаин Алиев заверил, что принцип формирования ЦИК сохранится без изменений. Члены комиссии будут определяться в соответствии с партийной структурой депутатов парламента.

Он заверил, что осенью текушего года ИК будет вынесен на общественные обсуждения. Об обсуждениях проекта кодекса на “круглых столах” осенью сказал и глава Бакинского офиса ОБСЕ. Представителей оппозиции эти обещания не успокоили. Ариф Гаджиев заявил, что “власти намерены тайно сформировать ЦИК”. Ш.Алиев еще раз пообещал, что дебаты будут, а принцип формирования ЦИК будет пересмотрен только к 2005 г., когда истекут полномочия ММ нынешнего созыва. После требования Ф.Агаева уточнить принцип формирования дискуссию на высоких тонах развернулась между представителем АМИП и ИА президента:

Шаин Алиев: – Хотите обнародую! Хотите?

Фуад Агаев: – Обнародуйте!

Ш.А. – Своих представителей в ЦИК смогут выдвигать партии, члены которых зарегистрированы в нескольких округах в качестве кандидатов. Скажем, партии, от которых зарегистрировано 10-15 членов.

Ф.А. – Почему скрываете?

Ш.А. – Это не сокрытие! Проект направлен в международную организацию для экспертизы! Это недоработанный вариант.

Ф.А. – Тогда представьте этот недоработанный вариант на суд азербайджанской общественности.

Ш.А. – Будет вынесено, но осенью!

Обсуждения продлились до 13.00. В фойе отеля Али Гасанов в интервью СМИ сообщил, что власти “не считают оппозицию силой, способной помешать проведению референдума”. Как сказал г-н Бурхардт, для ОБСЕ важна информированность рядовых избирателей. “Как вы думаете, им стали ясны позиции сторон?” – ответил вопросом на вопрос г-н Бурхардт.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: