Призрак Джумы Намангани

По центральной Азии бродит призрак Джумы Намангани, лидера Исламского движения Узбекистана (ИДУ), бывшего советского десантника, воевавшего в Афганистане, а затем и в Таджикистане на стороне оппозиции. Потом он опять в Афганистане, где воюет на стороне талибов, приобретает репутацию мастера партизанской войны и диверсионных операций и даже становится одним из заместителей командующего вооруженными силами движения “Талибан”.

В 1998-м и 2000 годах, обустроив себе базовый лагерь в горах Таджикистана, Намангани совершает два боевых рейда в Кыргызстан и прорывается в Узбекистан, но, потерпев поражение, отступает на территорию Афганистана. В разгар антитеррористической кампании против талибов от афганского генерала Дустума поступает информация о том, что Намангани погиб и был похоронен своими приближенными.

По словам германского эксперта по проблемам Центральной Азии Юрия Земмеля, которые цитирует “Немецкая волна”, казалось бы, на этом история выходца из Ферганы, настоящее имя которого Джумабай Ходжиев, должна закончиться, но вот тут-то и следует ее полумистическое продолжение. С начала нынешнего лета одни за другими распространяются слухи о том, что во главе сотен, а то и тысяч вооруженных людей Намангани, слухи о гибели которого были несколько преждевременными, в ближайшее время вновь вторгнется на территорию Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Цель вторжения, как и задача всего Исламского движения Узбекистана, – захват Ферганской долины и создание там исламского государства, существущего по ортодоксальным законам шариата.

Подтверждения и опровержения самого факта смерти Намангани следуют одно за другим, но никто, похоже, не склонен воспринимать декларации ИДУ в качестве блефа. Например, американский генерал Томми Фрэнкс отметил, что боеспособность движения заметно подорвана гибелью Намангани, но недооценивать эту террористическую группировку ни в коем случае нельзя. По данным кыргызской разведки, на афгано-таджикской границе готовится к вторжению не менее двух тысяч боевиков Исламского движения Узбекистана. Но министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев утверждает, что вместе с узбекскими коллегами указанный участок был тщательно обследован, никаких вооруженных людей там обнаружено не было”. Захоронение Намангани на самом деле уже дважды подвергалось эксгумации. О визуальном опознании погребенного вряд ли можно говорить всерьез: тело изначально было похоронено без головы.

Главным доказательством того, что в могиле похоронен именно Намангани, являются его личные вещи, лежащие рядом с останками, – полотенце, зубная щетка, тюбик с зубной пастой и чалма. С достаточной уверенностью о том, что Намангани жив, находится в афганском Бадахшане и готовит новое вторжение в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан, говорит секретарь кыргызского Совета безопасности Мисир Аширкулов. Он утверждает, что к такому выводу приводят полученные и тщательно проверенные оперативные данные. Почерк Намангани секретарь кыргызского Совбеза видит и в недавнем похищении четырех пограничников на границе с Афганистаном. Он также ссылается на показания гражданина Кыргызстана Шерали Акботоева, который воевал в Афганистане на стороне талибов, был арестован и депортирован на родину.

Этот человек участвовал в похоронах Намангани, но ни он, ни остальные участники погребения не видели лица человека, который был похоронен. Между тем американские и узбекские спецслужбы получили информацию о том, что исламисты хотят сделать своей мишенью места дислокации антитеррористических сил в Кыргызстане и Узбекистане. Об этом контрразведчики судят по тому, как резко активизировался обмен шифровками между различными боевыми отрядами террористов. При этом речь идет даже о том, что для обстрела самолетов, базирующихся в Кыргызстане и Узбекистане, будут применяться ракетные установки типа “стингер”. В ряде случаев в перехваченных сообщениях приказы боевикам отдаются от имени Намангани.

Конечно же, террористы Исламского движения Узхбекистана могут готовить свои очередные акции и без своего лидера. Однако пока что никаких бесспорных свидетельств и доказательств его гибели никем не предъявлено. Зато два независимых друг от друга информатора сообщили, что несколько раз видели Намангани на Памире, на территории таджикского Бадахшана, то есть там, где афгано-таджикская граница достаточно прозрачна, а влияние официального Душанбе практически отсутствует. Информаторы отмечают, что Намангани находится, судя по всему, в добром здравии, и это уже совсем не мистическая история.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: