Казахстан хочет обеспечить свою безопасность на Каспии

Р.ОРУДЖЕВ

Эскалация международной террористической деятельности, а также стремительно развивающиеся политические и экономические процессы, связанные с освоением Каспийского региона, становятся причиной поиска механизмов, направленных на решение задачи коллективной безопасности. Об этом сообщает “Казахстан сегодня”. Прошел год после конфликта, связанного с агрессивными действиями Ирана в азербайджанском секторе Каспийского моря. Как известно, 23 июля 2001 года иранский военный корабль в сопровождении двух истребителей вынудил исследовательское судно, нанятое bp-Amoco, прервать работу в районе “Араз – Алов – Шарг”.

Происшествие дало основание для многих западных СМИ рассматривать его как прецедент использования силы в решении спорных вопросов по Каспию, угрожающий нормальному освоению его ресурсов. По их мнению, перспективные энергетические проекты, в которые уже инвестированы миллиарды долларов, в таких условиях подвергаются опасности, поэтому требуют надежных гарантий, которые могут быть достигнуты путем согласованных международных действий заинтересованных стран. Более конструктивная позиция Казахстана, России и Азербайджана по вопросу определения правового статуса Каспия, которая уже в этом году позволила сдвинуть решение проблемы с мертвой точки, тем не менее, не смогла коренным образом изменить ситуацию, которая продолжает оставаться непростой.

Принимая во внимание складывающуюся ситуацию, 12 июля правительство Казахстана подписало постановление N768 “О проекте закона Республики Казахстан “О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе”.

Иными словами, в казахский парламент внесен на обсуждение проект закона о присоединении к одному из важнейших международных документов последних двадцати лет, направленных на обеспечение безопасности на море и континентальном шельфе. В конвенции, оформленной 10 марта 1988 года, подчеркивается глубокая озабоченность государств эскалацией в мире терроризма во всех его формах, которые угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру людей в безопасность морского судоходства. Одним из базовых документов конвенции стала резолюция ассамблеи Международной морской организации А.584(14) от 20 ноября 1985 года, в которой говорится о важности разработки мер по предупреждению незаконных актов, угрожающих безопасности судов, а также их пассажиров и их экипажей.

Для Казахстана присоединение к конвенции и протоколу имеет как принципиальный, так и прагматический характер, считают казахские СМИ. Во-первых, сам факт присоединения повысит международный престиж государства в регионе. Кроме того, в условиях развития двусторонних отношений в решении проблемы статуса Каспия, участие в каких-либо коллективных международных соглашениях, прямо или косвенно затрагивающих проблему, создает дополнительные основания для их признания другими странами. В-третьих, создаются предпосылки и условия безопасной работы компаний, осваивающих казахстанский шельф Каспия, что станет дополнительным доводом в пользу его привлекательности для иностранных инвесторов, в-четвертых, Казахстан, в случае, если станет государством-участником, тем самым внесет свой вклад в мировую анти-террористическую кампанию и т.п.

Со своей стороны отметим, что до сего дня Астана пока что не имела опыта каких-то приграничных инцидентов на Каспии. И в своем беспокойстве, как мы видим, она опирается прежде всего на прошлогодние неприятности Азербайджана с Ираном. Следовательно, если наша страна путем присоединения к каким-то международным документам также может оградить себя на будущее от необоснованных претензий Ирана (прежде всего) и Туркменистана, то остается только удивляться – почему необходимые для этого действия не предпринимают Милли меджлис или правительство Азербайджана.

С подробными комментариями по этому поводу выступил член Постоянной комиссии ММ по вопросам обороны и безопасности, депутат Алимамед Нуриев. – Действительно, правительство Казахстана выдвинуло интересный проект закона. С сожалением хочу отметить, что документы, подобные этому, не рассматривались и не принимались нашим ММ, хотя причины для этого были и остаются. После прошлогоднего инцидента иранские корабли по-прежнему беспрепятственно заходят в наши территориальные воды. С этой точки зрения, Азербайджану, конечно, тоже надо бы присоединиться к соответствующим международным конвенциям. Однако проблема здесь в том, что до сих пор неопределен даже статус Каспия, как водоема, не говоря уже о демаркации границ. А все международные акты действуют в отношении только тех водоемов, которые обладают не только общепризнанным географическим, но и юридическим статусом. Так что, надо признать, Астана несколько опережает события принятием этих документов.

В нынешних условиях нет механизма для применения их на практике в случае необходимости. Сейчас, правда, идет постепенный процесс решения вопросов статуса, хотя бы между президентами России, Азербайджана и Казахстана. Я считаю, что Баку не поздно будет присоединиться к общепринятым конвенциям уже после полного правового определения статуса Каспия. Однако до этого, что особенно важно в нашей ситуации, Азербайджан в одностороннем порядке должен принять ряд законов о защите своих морских границ, на случай таких нарушений, которые допускаются Ираном.

Наша страна нуждается в гораздо большей защите своих платформ и судов, чем Казахстан, учитывая, что мы ведущее государство по энергоразработкам на Каспии. В настоящее время начался процесс милитаризации Каспийского региона, но я не думаю, что в этом есть настоятельная необходимость. Проблемы Каспия нельзя отнести к разряду неразрешимых. Необходим только постоянный и всесторонний диалог. Я лично выступаю за полную демилитаризацию водоема. В этом случае каждой из прикаспийских республик для обеспечения морской безопасности вполне хватит отряда катеров береговой охраны.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: