Тегеранский слет экспертов по Каспию

Р.ОРУДЖЕВ

Очередная встреча рабочих групп по выработке правового статуса Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана и Ирана начнется 29 июля в Тегеране. Как сообщил замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов, он примет участие в тегеранской встрече, на которую “едет с оптимизмом”. В то же время он не стал объяснять, чем этот оптимизм вызван. Официальный Тегеран, как известно, пока не отступает от своих требований – разделить Каспий поровну либо использовать его ресурсы по принципу кондоминиума. Но не исключено, что эта позиция несколько изменилась в результате последних азербайджано-иранских контактов на разных, в том числе на высшем, уровнях. В преддверии консультаций в Тегеране определенный интерес вызывает интервью спецпредставителя президента РФ, замминистра иностранных дел РФ Виктора Калюжного, которое он дал национальному иранскому телевидению.

“Мы могли бы больше продвинуться вперед, но, к сожалению, масса объективных и субъективных причин мешает этому. Мне кажется, что сегодня более активно вести эту работу просто невозможно. Спецпредставитель президента России в ранге замминистра иностранных дел только и занимается исключительно каспийской проблематикой, а вот, например, у представителя Ирана господина Сафари, кроме этого, еще и другие функции. Такая же ситуация и с представителем Казахстана. Когда я встречаюсь с президентами прикаспийских стран, то в шутку говорю, что представитель от Азербайджана Халафов занимается Каспием в свободное от основной работы время”, – заявил Калюжный. Калюжный отвечает на вопрос, почему же все-таки не была подписана общая декларация на Ашгабатском саммите: “Она не была подписана только из-за различной трактовки участниками саммита положений Договоров 1921 и 1940 годов.

К тому же Баку поднял вопрос об учете исторических реалий, в частности того факта, что в бытность существования Советского Союза только Азербайджан занимался разработкой и добычей нефти. Естественно, ему хотелось, чтобы это обстоятельство принималось во внимание в процессе переговоров. Именно эта позиция была неоднозначно воспринята всеми другими участниками саммита, что и явилось причиной того, что декларация так и не была подписана. Остальные 35 пунктов из 36 декларации были согласованы”.

– Насколько рациональна позиция, занимаемая Ираном?

– Господин Хатами на саммите поставил эту проблему перед российским президентом, сказав, что Тегеран хотел бы разделить Каспий на равные 2-процентные сектора, с чем наш президент согласился (!-Ред.). Однако, во-первых, надо было выяснить мнение всех других президентов, ибо они также являются полноправными партнерами переговорного процесса. Во-вторых, о 20-процентном разделе можно было говорить вплоть до 1998 года, когда Назарбаев и Ельцин подписали соглашения, в которых заложили принцип деления дна по срединной согласованной линии. Поэтому сегодня нельзя не учитывать эти соглашения, а также не уважать те решения, которые уже приняты руководителями прикаспийских государств.

Ведь, самое главное – они не противоречат принципу справедливости. Такова и оценка международных экспертов. Они также считают, что принцип срединной линии, положенный сегодня в основу деления Каспия, определен природой… Мы должны уважать и вновь образованные три государства на Каспии. И Россия, и Иран сегодня без энергетических ресурсов Каспия проживут, но другие государства – не выживут. И ставить условие, пока не решим проблему статуса, не вести разработку ресурсов – это, я думаю, несправедливо по отношению к вновь образованным государствам. Кстати, и у России не имеется 20 процентов. У России 19,4 процента.

Надо учитывать и то, что Азербайджан – единственный, кто занимался разработками Каспийского шельфа. И может случиться так, что будет разделено то, что нарабатывалось десятилетиями Азербайджанской Республикой. В результате может получиться так, что, начав проводить какие-то линии по Каспию, мы придем к тому, что у нас не будут стыковаться границы на суше. Подобную сложную конфигурацию границ предлагает Иран.

– В начале июня с.г. Россия и Азербайджан должны были подписать двустороннее соглашение по Каспию. Этого не случилось…

– Что касается неподписания соглашения. Когда говорили, что оно не было подписано по чисто техническим причинам, тогда никто не лукавил. Человек, который за это дело отвечал – господин Халафов. Он как раз занимался больше собственными политическими проблемами. Из-за этого мы не успели подготовить к подписанию это соглашение. Сейчас мы вернулись из Азербайджана, все вопросы решены и на ближайшей встрече президентов двух государств это соглашение будет подписано…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: