Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ
Как уже сообщала наша газета, в начале недели президент провел встречу с редакторами ведущих изданий страны, во время которой дал подробные комментарии по ряду вопросов, способных заинтересовать не только азербайджанскую общественность, но и соседнюю Армению. Однако, как ни странно, за весь прошедший период с момента выступления Г.Алиева СМИ Армении так и не уделили серьезного внимания откровениям президента Азербайджана. Правда, в некоторых армянских газетах, например в “Азг”, появились небольшие публикации, в которых основное внимание уделено “вопросу Мегри”.
“Вопрос передачи Мегри Азербайджану серьезно обсуждался при Озале, Демиреле, однако Баку выступил категорически против. Не могу сказать, что армяне в итоге согласились бы с данным вариантом”, – этим высказыванием Г.Алиева “Азг” начинает свой материал. Далее объясняется – “нас в первую очередь интересует карабахский вопрос, а точнее – вариант обмена Мегри на Лачин, ставший предметом спекуляций в урегулировании конфликта. До того, как обратиться к словам Гейдара Алиева, отметим, что отнюдь не принимаем их за чистую монету. Большой мастер хитросплетений восточной дипломатии в течение одного месяца может сделать несколько заявлений, логически противоречащих друг другу.
Но поскольку “вариант Мегри” актуален в армянской прессе, процитируем, причем без комментариев, ответ Алиева на вопрос главного редактора “525-й газеты” Рашада Меджида”. После чего действительно следует кусок объяснений президента о “Мегринском обмене”. Сама “Азг” комментирует слова Г.Алиева так: “Мнение, бытующее в политических кругах Армении, согласно которому так называемый “вопрос Мегри” родился в 1998 году, после смены власти, при президентстве Кочаряна, противоречит истории. К примеру, Турция, из интересов которой исходит вариант передачи Мегри Азербайджану, и в досоветские, и в советские времена стремилась по сухопутному пути через Нахчыван связаться с Азербайджаном”.
Мимолетом “Азг” касается того, что “в ходе беседы президент Азербайджана открыто признался, что, работая в КГБ, затем в Верховном Совете Азербайджана и в Москве, он всячески пытался изменить демографическую картину Нагорного Карабаха. “В феврале 1991 года я был избран депутатом от Нахчывана и приехал в Баку. Выступив на сессии меджлиса, я сказал, что Нагорный Карабах уже потерян”, – сказал Алиев”. Почему-то вне внимания “Азг” оказались подробности того, как именно Алиев пытался изменить демографическую ситуацию в НК. Ничего не сообщается о том, как буквально через 20 дней после отстранения Г.Алиева от работы в Политбюро ЦК КПСС разгорелся нагорно-карабахский кризис. Опущен приведенный президентом факт, что в реальности НК был оккупирован весь, кроме Шуши, еще при СССР.
Можно допустить, что столь избирательный подход армянской прессы к тому, что открыто рассказывал президент Азербайджана на протяжении более двух часов, и является основной причиной того, что на прошедшей неделе мы не стали свидетелями очередного витка противостояния между властью и оппозицией в Ереване. Не исключено, что в данном случае мы наблюдаем пример “самоцензуры” СМИ Армении во имя каких-то своих интересов. Тем не менее известный политолог Расим Мусабеков полагает, что не только для армянских, но и для азербайджанских читателей в выступлении Г.Алиева “не было ничего сверхнового, за исключением того, что он практически сказал, что готов обменять Лачин вместе с Карабахом на Мегри”. “На мой взгляд, замечает Мусабеков, – это очень рискованное заявление.
Причем он одновременно говорит, что это просто элемент дипломатической игры. Но если это и так, то вряд ли человек должен выходить и говорить, что это – игра. По логике, это предложение не подлежит обнародованию и тому, чтобы говорить, что это всего лишь навсего игра. Думаю, что это не только игра. Во всяком случае глава государства не должен был об этом заявлять во всеуслышание сегодня, потому что практически это ничего не меняет для Азербайджана. То же самое и о том, как он старался изменить демографический состав НК. На мой взгляд, это абсолютно ненужный аргумент при наших оппонентах в лице армян, а Азербайджану и ему лично к имиджу это ничего добавить не может”.
– А почему же пресса Армении не уцепилась за это заявление и его подробности?
– Армяне – достаточно хитрые люди, и использовать этот аргумент будут не столько для внутреннего потребления, сколько для того, чтобы во время многих форумов, на каких-то серьезных научных конференциях можно было заявлять о том, что “Азербайджан все время старался выжать армян с территории НК”, приводя прямые ссылки на слова Г.Алиева. По мнению экс-советника аппарата Г.Алиева – Вафы Гулузаде, “Армении, видно, не до того, чтобы обсуждать речи президента Азербайджана. Половина Армении уже обосновалась в Краснодарском крае РФ, а другая – тоже мечтает уехать. Так что скоро вся территория Армении будет принадлежать Азербайджану, причем без боя”.
– Вы так считаете?
– Да, потому что армянское руководство урегулировать конфликт не в состоянии. Поэтому у армян только один путь: в самолет, и куда глаза глядят. Нельзя ожидать от народа, который находится в таком состоянии, какой-либо реакции на что-либо. Им, как воздух, нужен мир и сотрудничество с Анкарой. Я еще помню, как с самого начала этого процесса, десятки раз встречал в Турции представителей армян, рвущихся к Сулейману Демирелю, чтобы установить дипотношения, невзирая на продолжавшуюся войну. Они надеялись, что смогут выйти на Турцию, минуя освобождение азербайджанских территорий. В настоящее время наши земли они освободить не могут, потому что не они захватывали и не им освобождать. Им не позволят этого сделать. Что им делать? Они голосуют тем, что уезжают. Вот и все, и ни на что они реагировать не будут…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год