Перспективность золотодобычи в Азербайджане

Д.КАРАКМАЗЛИ

229 лицензий на разработку полезных ископаемых частным и государственным компаниям выдало на сегодня Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана. Об этом сообщил газете “Эхо” руководитель Национальной геологической службы Минэкологии и природных ресурсов Шахбеддин Мусаев. Лицензии дают отечественным и иностранным предпринимателям право на поиск и разработку полезных ископаемых. По словам Ш.Мусаева, в Азербайджане имеется 450-500 месторождений различных полезных ископаемых, рыночная стоимость которых, по их конечной продукции оценивается в 40 миллиардов долларов.

– По каким полезным ископаемым ведутся в настоящее время поиск и разведка?

– Сейчас исследуются в основном месторождения, имеющие народнохозяйственное значение. В этом году акцент сделан на поиск никеля, алюминия, нетрадиционных источников энергии, строительных материалов, подземных питьевых источников и др. Специалисты выяснили, что никель и алюминий имеются в предгорьях Большого Кавказа, горючие сланцы – на Абшероне, в Гобустанском районе, а также в Губе и западной части Куринской депрессии.

Приостановлен в данный момент поиск черных металллов – свинца, цинка. Во-первых, по той причине, что на самом крупном на Кавказе месторождении – Дашкесанском, где имеются солидные запасы этого металла, разработка приостановлена. К тому же свинец и цинк имеются в достаточном количестве и в Балакен-Загатальской зоне. И потому искать там новые месторождения нет необходимости. Тем более, что свинец в настоящее время в развитых странах стали получать, в основном, из отходов производства. С приобретением соответствующей технологии этот метод будет применяться, вероятно, и в Азербайджане. И потом, при нынешней несовершенной технологии разработки это может пагубно отразиться на экологии Балакен-Загатальской зоны. Другое дело, что, помимо свинца и цинка, в руде Балакенского месторождения имеются и другие редкие металлы – кадмий, селен, серебро, золото.

– Кстати, о золоте. Контракт с американской компанией КVI investment group LLC остается в силе?

– Контракт “жив”. По обьективным причинам он пока не задействован в полную силу. Контракт был заключен в 1998 году, когда унция (31,1 грамма) золота стоила 384 доллара. После этого, к сожалению, цена на него стала резко снижаться и упала почти на 40%. Крупным производителям золота добывать его стало невыгодно. Снижение цены продолжалось вплоть до 2001 года. И только с февраля 2002 года цена на золото постепенно стабилизировалась. Сегодня можно сказать, что золото вновь “на подъеме”, его унция оценивается в 325 долларов. Это послужило поводом для активизации компании и Минэкологии. Намечены буровые работы по оценке запасов в Дашкесанском, Ордубадском, Гядабейском, Товузском районах.

В ряде месторождений золотоносная руда будет извлекаться открытым способом. Это значительно снизит объем капиталовложений и себестоимость продукции. Советские экономисты не считали Азербайджан перспективным с точки зрения золотодобычи, поскольку, по их меркам, здесь не было крупных месторождений с содержанием в 1 тонне руды 4-5 граммов золота. Но специалисты Минэкологии, проанализировав геологотехническую ситуацию на золоторудных месторождениях Азербайджана, пришли к заключению, что с внедрением современных технических средств месторождения с содержанием металла в 2-3 и даже 1 грамм на тонну руды вполне пригодны для промышленной разработки.

Кстати, такие же критерии перспективности приняты во многих странах мира. В США и ЮАР, к примеру, организуют промышленное извлечение золота, даже если в 1 тонне руды содержится менее одного грамма этого металла. В результате новых расчетов и благодаря новым подходам к производству драгметаллов, прогнозное количество извлекаемых запасов золота выросло в 15 раз. При этом нелишне отметить, что добыча золота будет идти в природощадящем режиме – с использованием специальной технологии: чанового, кучного и биохимического выщелачивания, с помощью соответствующих микроорганизмов. После всех взаиморасчетов почти 80% прибыли от разработки будет оставаться в Азербайджане. К тому же это почти 10 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест в горных районах, где остра проблема занятости населения.

– А как обстоит дело с Зодским (Союдлинским) месторождением золота, ныне находящиемся в зоне армянской оккупации? Правда ли, что армяне там возобновили работы?

– Да, с помощью одной из швейцарских компаниии Kiloborn Армения заключила договор на выщелачивание “хвостов” (отходов). По подсчетам экспертов, это позволит ей получать в год до 400 кг золота.

– То есть, нашего золота?

– Выходит, что так. Зодское месторождение было открыто в 1951 году на границе Кяльбаджарского района со стороны Азербайджана и Басаркечарского – со стороны Армении. И несмотря на то, что большая часть месторождения, 75% запасов золота, находилась на территории Азербайджана, приказом министерства геологии СССР оно было по непонятным причинам передано управлению геологии Армении. Промышленная эксплуатация месторождения была начата в 1976 году. В 1992-м из-за войны работы были приостановлены. В 1977-1990 годах на этом месторождении было добыто 27,6 тонны золота.

– Прошла информация о том, что открыты новые месторождения золота…

– В 2001 году геологическая служба Минэкологии обнаружила высокоперспективные площади рудного и рассыпного золота в Нахчыване и на северо-восточном склоне Малого Кавказа. По предварительным оценкам, эти месторождения перспективны для промышленной разработки и потому могут стать обьектами для привлечения внутренних и внешних инвесторов.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: