Шеф иранской разведки в Баку

Р.ОРУДЖЕВ

Вчера рано утром с трехдневным визитом в Баку прибыл министр информации и безопасности Ирана Али Юниси. Как передали иранские источники, визит рассчитан на три дня и проходит по приглашению главы МHБ Азербайджана Hамика Аббасова. Программа поездки не раскрывается. Тем не менее тегеранский корреспондент РИА “Новости” сообщает, что Али Юниси прибыл в Баку для обсуждения направлений развития ирано-азербайджанского сотрудничества в различных областях.

Ожидается, что в ходе визита Юниси встретится с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым и другими высокопоставленными официальными лицами. Во время встреч с иранским министром информации и безопасности будет рассмотрено взаимодействие двух стран в области борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков, взаимовыгодного обмена информацией. Стороны поделятся мнениями о ситуации на Ближнем Востоке, центральноазиатском регионе, обсудят международные проблемы, вопросы, представляющие взаимный интерес. Это будет уже второй визит иранский министр в Азербайджан за последние два года. В ходе первого приезда Юниси обсуждал с министром нацбезопасности Азербайджана вопросы двустороннего сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пограничного сотрудничества и ситуации на Каспии.

Намик Аббасов посетил Иран в конце августа прошлого года, напоминает агентство ИРНА. Как предает “Тренд”, первым пунктом пребывания иранского гостя в Баку стало посещение Аллеи шехидов. Затем состоялись переговоры между А.Юниси и его азербайджанским коллегой – министром нацбезопасности Намиком Аббасовым – при закрытых дверях. Стороны обсудили пути развития сотрудничества. По сообщению же ИРНА из Баку, Юниси прибыл в Азербайджан для углубления двусторонних связей и сотрудничества по всем направлениям с ведомством Намика Аббасова. Кроме того, страны, говорится в сообщении, намерены установить тесное взаимодействие между политическими и разведывательными структурами с тем, чтобы добиться установления “важного и эффективного” регионального мира и стабильности. Из информации ИРНА стало ясно, что официальный визит по приглашению Н.Аббасова предпринят также и для того, чтобы “обсудить проблемы взаимных интересов”.

В пресс-службе Миннацбезопасности Азербайджана “Эхо” сообщили, что по окончании визита будет распространена соответствующая информация. Не исключено, передает “Тренд”, что по итогам переговоров будет подписан Меморандум о сотрудничестве двух спецведомств. В свою очередь агентство “Туран” со ссылкой на Посольство Ирана в Азербайджане сообщает, что Али Юниси 47 лет, являлся активным борцом с шахским режимом. В 1975 году был вынужден покинуть Иран из-за преследований, провел некоторое время в лагерях палестинских и ливанских боевых отрядов. В 1978 году Юниси вернулся в Иран и вновь подвергся репрессиям шахской службы безопасности.

С победой Исламской революции Юниси назначается прокурором города Кум (1980 г.), затем возглавляет Революционный суд Тегерана (1984 г.). С 1985 года будущий министр принимает активное участие в создании разведывательных и контрразведывательных служб Ирана. В 1988 году он назначается представителем верховного главнокомандующего по вопросам военной контрразведки. В 1990 году Юниси становится прокурором в судах по делам семей шехидов и до 1998 года возглавляет судебные органы вооруженных сил. Hаконец, в 1998 году Али Юниси назначается министром информации и безопасности Ирана и выполняет эти функции по сей день.

Закрытый характер визита Юниси оставляет место для предположений о том, что он вызван не только протокольной необходимостью. Так некоторыми наблюдателями высказываются версии, что с главой иранских спецслужб в Баку может быть заключено соглашение (не обязательно в гласном порядке) об обмене лицами, в аресте которых заинтересованы правящие режимы Ирана и Азербайджана. Для официального Баку определенную ценность в этом смысле может представлять фигура Махира Джавадова (брата мятежного опоновца Ровшана Джавадова), уже который год проживающего на территории Ирана. Взамен Тегеран может “согласиться принять” кого-нибудь из иранских диссидентов азербайджанского происхождения, нашедших пристанище в нашей республике.

Джахандар Бейоглу, пресс-секретарь объединения “Целостный Азербайджан”, в составе которого действует немало представителей национально-освободительного движения Южного Азербайджана, подчеркивает, что старания спецслужб Ирана сегодня направлены только на дестабилизацию обстановки в Северном Азербайджане. “Визит Юниси обусловлен обеспокоенностью Тегерана укреплением нашей республики и ее растущим влиянием на население Южного Азербайджана. Я уверен, что правящие круги Азербайджана не пойдут на поводу каких бы то ни было предложений официального Тегерана, занимающегося поддержкой международного терроризма.

Спецслужбы Ирана побоятся заключать соглашение о выдаче им диссидентов, так как это вполне может привести к неконтролируемому взрыву возмущения 34-миллионного южноазербайджанского населения. А это может пошатнуть сам исламский режим. Кроме того, Гейдар Алиев прекрасно знает, что представляет из себя сегодняшняя иранская власть, поскольку и создавалась она на его глазах стараниями советских спецслужб. Он прекрасно знает, что им нельзя верить, даже если они ставят подпись под соглашением. Что касается Тегерана, то если он даже подпишет такой документ, это все равно не будет касаться Махира Джавадова. Этот человек сегодня больший перс, чем даже сами персы. Кроме того, он настроен антиазербайджански”.

Известный иранский политбеженец, председатель Комитета защиты прав азербайджанцев мира Беюк Расулоглу говорит, что в Иране сегодня царит политика шовинизма. “Я не верю, что Северный Азербайджан может пойти на такой шаг. Во-первых, это нанесет вред государству, во-вторых, вызовет волнения народа. Естественно, что правительство Азербайджана хочет получить М.Джавадова, но нас нельзя с ним сравнивать. Ведь все политэмигранты из Ирана занимаются в Баку исключительно демократической борьбой по защите национальных прав азербайджанцев, в рамках существующего в этой стране законодательства. Поэтому я не верю, что это может коснуться нас. Но допускаю, что такое соглашение может быть заключено по какой-то другой группе лиц, действующих в Азербайджане”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: