“Кубань” пишем, Грузия в уме?

НУРАНИ, Н.АЛИЕВ

Как сообщил российскому онлайновому изданию “Утро” представитель общины турок-месхетинцев Краснодарского края Ибрагим Асланов, его соплеменники, не имеющие российского гражданства, будут выдворены из Краснодарского края до конца июля – такое решение принял губернатор Кубани Александр Ткаченко, продолжающий политику своего предшественника Николая Кондратенко. По официальной версии, власти Кубани таким образом борются с “нелегальными мигрантами”. Предлог удобный – о необходимости ограничения притока “нелегалов” говорят в самых демократичных странах Европы. Но вот “нелегальный” статус турок-месхетинцев создан на Кубани искусственно.

Месхетия, историческая родина турок-месхетинцев или ахызских турок, вошла в состав России в 1829 году, затем в состав Грузинской ССР. А в 1944 году турки-месхетинцы в течение трех дней были выселены в Центральную Азию. Сталин в это время готовился к аннексии у Турции шести так называемых “армянских вилайетов” и “укреплял тылы”, чтобы в случае чего симпатизирующие Турции народы Кавказа не поддержали своих братьев по ту сторону границы.

“За Можай” отправлялись чеченцы и ингуши – по их землям проходила железная дорога, имеющая ключевое значение для снабжения войсковой группировки у турецких границ, крымские татары – в Крыму находились важнейшие базы Черноморского флота, турки-месхетинцы, жившие вблизи грузинского участка турецкой границы, удобного для вторжения… Клеймо “врагов народа” с турок-месхетинцев было снято только 28 апреля 1956 года. Второй раз жертвами “кремлевских игр” они стали в 1989 году. На съезде народных депутатов “силовые министерства” бывшего СССР подверглись жесточайшей критике за карательную акцию советской армии в Тбилиси 9 апреля 1989 года, и чтобы “обосновать” необходимость существования репрессивных структур, были спровоцированы погромы турок-месхетинцев в Фергане. Результаты известны: 69 убитых, около полутора тысяч раненых и вторая депортация.

Часть турок-месхетинцев была переселена союзными властями на юг России. Где их сначала наотрез отказались “прописывать”, потом, в 1991 году, отказались предоставить российское гражданство, хотя по всем законам они должны были его получить, и, наконец, приняли решение о депортации. А ценный “кубанский опыт” перенимают…донские казаки. Малый войсковой круг войскового казачьего общества “Всевеликое войско донское” выразил озабоченность “возникшей угрозой изменения этнической карты Юга России, возможной потерей этнической самобытности славянских народов Российской Федерации”.

“Всевеликое войско донское” уже “советует” органам местной власти в Ростовской, Волгоградской и Воронежской областях не допускать строительства мечетей. Казаки уверены: “…опыт наших соседей – кубанцев доказывает, что и на уровне субъекта Федерации можно, соблюдая права человека, регулировать процесс миграции”, но вот, как только этот закон будет введен в действие, зловредные “мигранты” хлынут на Дон, а “у нас нет законодательной базы остановить этот поток”. А пока Малый круг ВКО ВВД решает: “…атаманам хуторов, станиц, юртов организовать тотальную проверку наличия лиц, незаконно пребывающих на исторической территории области войска донского. Полученную в ходе проверки информацию направлять в органы внутренних дел на местах”. Проще говоря, казаки уже готовы начать на Дону “этнические чистки” собственными силами, не дожидаясь, пока местные власти примут соответствующие законы.

Де-юре никакой законной властью, усиленно возрождаемые “казачьи структуры”, не обладают. Но де-факто они на юге России уже давно чувствуют себя “хозяевами положения”. И если Краснодар – это, условно говоря, Южная Африка времен апартеида, и национальное неравенство тут закреплено законодательно, то на Дону ситуация все больше напоминает американский Юг конца шестидесятых, где после отмены законов о расовой сегрегации “традиционную местную самобытность” взялись защищать подпольно-криминальные структуры вроде ку-клукс-клана при помощи импровизированных “судов Линча”, поджогов домов, убийств и т.д. Явно не спешит вмешиваться в происходящее и федеральный центр, и это при том, что Владимир Путин редко упускает шанс “поставить на место” региональных лидеров, а борьба с экстремизмом после скинхэдских погромов в Москве становится едва ли не главным направлением российской политики.

Это уже не позволяет исключать, что напряженность вокруг турок-месхетинцев провоцируется намеренно. Причем с явным “южнокавказским” прицелом. Потому как депортированные с Дона и Кубани турки-месхетинцы, скорее всего, устремятся на свою историческую родину – в Грузию. Возвращение турок в Месхетию обсуждается и подтверждается на самых разных уровнях уже больше десяти лет. Но проблема в том, что переселить весь народ обратно в течение трех дней по прошествии полувека – задача непростая. Вопросы земельной собственности, обеспечения репатриантов жильем и работой, наконец, риск провоцирования новых межнациональных конфликтов – все это требует проработки и подготовки.

Особенно теперь, когда Грузии уже приходится иметь дело с “ползучим сепаратизмом” армян в соседней Джавахетии. Главная претензия армянских лидеров к властям Грузии – это, как известно, грузино-турецкие отношения, которык здесь иначе чем “турецкой угрозой” не именуют. “Обеспечением безопасности” армян от соседней Турции тут обосновывают и существование российской базы в Ахалкалаки, и даже “недопустимость” строительства железной дороги Карс-Тбилиси.

Нетрудно догадаться, что масштабная репатриация турок-месхетинцев может спровоцировать армяно-турецкие столкновения уже на территории Грузии – в Джавахетии ее просто воспримут, как сигнал к действию. Да, и “подсказка” не заставит себя ждать. А к такому повороту дел вряд ли останется равнодушной и турецкая общественность.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: