Что случилось с моряками танкера “Генерал Шихлинский”?

Д.АХУНДЗАДЕ, С.РАФИКОГЛУ

Как уже сообщала наша газета, в понедельник, в 4 часа утра в порту Туркменбаши в машинном отделении азербайджанского танкера “Генерал Шихлинский”, принадлежащем Каспийскому морскому пароходству (Каспар), произошел взрыв.

Как сообщили “Эхо” в Каспаре, на место происшествия выехала следственная группа в составе шести сотрудников прокуратуры и МВД страны для выяснения причин взрыва. Туркменская сторона также направила следственную группу для проведения совместного расследования. Между тем на сегодняшний день, по прошествии двух суток с момента трагедии, предварительной информации о ходе следствия нет, равно как нет никаких сообщений о судьбе шести членов экипажа, пропавших без вести.

В Каспаре нежелание сообщать имена пропавших без вести объясняют тем, “что все еще надеются на то, что они живы, прежде всего мы думаем о родственниках погибших. Вам же нашу боль не понять”. Между тем родные и близкие пропавших без вести, находясь в полном неведении о судьбе своих сыновей, братьев, мужей, пытаются узнать волнующую их информацию посредством местных СМИ.

В одной из таких семей корреспонденты “Эхо” стали свидетелями того, как родственники объявленного раннее погибшим третьего механика Асифа Гарашева собрались у экрана телевизора в надежде узнать “хоть какую-нибудь информацию о нем”. К счастью, к вечеру выяснилось, что имя Асифа, как погибшего члена экипажа, было названо одним из телеканалов по ошибке, за что сотрудники канала принесли супруге моряка свои извинения. Однако судьба третьего механика все еще остается неизвестной.

Следует отметить, что за подобные ошибки ответственность несет лишь Каспар, который не желает обнародовать достоверную информацию о пострадавших моряках. “Сегодня утром (т.е. вчера. – Ред.) вся моя родня, и я в том числе, направились в Каспар для того, чтобы узнать, что произошло с моим мужем. Но нам ничего не говорят. Худшего состояния, чем неизвестность, представить себе невозможно. Вместо того, чтобы выслушать, нас стали гнать оттуда как собак.

Там же мы встретили главу Каспара Айдына Баширова, однако тот, завидев нас, поспешно вошел в здание. Кроме моей семьи, там были и другие”, – рассказывает супруга третьего механика Мехбара Гарашева. Безусловно, многое из того, что заявила Гарашева, было сказано сгоряча, однако не согласиться с ней было очень трудно. Так, Мехбара ханым считает, что ее муж и остальные пропавшие без вести моряки не заслужили того, чтобы с их семьями обращались подобным образом.

По ее мнению, родственники имеют право знать правду, но по непонятным причинам информация о них по сегодняшний день скрывается. Супруга третьего механика рассказала “Эхо” о тяжелом материальном положении моряков, об их низкой зарплате, о непосильной плате, которую приходится выплачивать в подведомственный детский садик за одного ребенка.

“У нас двое детей, и теперь я не могу себе даже представить, как буду растить их, если сообщение о том, что мой муж погиб, подтвердится”, – рассказывает Мехбара Гарашева. Что интересно, согласно информации, которой она обладает, танкер “Генерал Шихлинский” до выхода в этот рейс стоял неделю на ремонте в порту Гудермес. Поэтому она несколько удивлена тем, что на борту этого судна произошел взрыв.

Отметим, что все попытки “Эхо” узнать имена моряков, пропавших без вести, в пароходстве не увенчались успехом. На семью Асифа Гарашева нам удалось выйти после того, как стало известно, что в списке пропавших без вести числится и капитан танкера Бахлул Магеррамов.

Для того чтобы поговорить с семьей капитана, корреспонденты “Эхо” узнали домашний номер телефона посредством справочной 09, в которой, кстати, несмотря на сложность поисков, “Эхо” предоставили четыре номера, среди которых был и номер капитана. К сожалению, нам не удалось застать семью Б.Магеррамова в Баку. По словам супруги брата капитана танкера “Генерал Шихлинский”, судя по всему, “Бахлул погиб, поэтому мы выезжаем в Губу, где после того, как привезут тело, мы его и похороним”.

Через соседей родственников Магеррамова, кстати, тоже моряков, нам удалось узнать, что на должность капитана его назначили недавно, а также то, что это был его второй рейс. “Больше нам ничего не известно. Знаем только, что раньше он работал радистом, также являлся сотрудником каспаровской фирмы “Нептун”. Через соседей “Эхо” удалось выяснить имя и адрес другого моряка который, судя по разрозненной информации, также пропал без вести, Таптыг Гюлиев, старший механик, 36 лет.

В поисках его семьи в каспаровских малосемейках мы и вышли на семью Асифа Гарашева, которая в свою очередь назвала нам имя и адрес семьи механика Абдуллы Ахмедова. В семьях Таптыга Гюлиева и Абдуллы Ахмедова все еще надеются на то, что они живы. Каждый телефонный звонок для них – настоящая пытка. Супруге А.Ахмедова сестры еще не сообщили, что ее муж пропал без вести.

“Мы скрываем от нее правду, потому что опасаемся за ее жизнь”, – говорит сестра. По ее словам, в Каспаре, куда они ходили вчера утром, им обещали дать точную информацию сегодня вечером. А родственникам Т.Гюлиева сообщили, что никакой информации о пострадавших пока нет. Отметим, что позиция Каспара не совсем понятна и порождает массу вопросов. Согласно международной практике, при таких происшествиях прежде всего создаются горячие линии, по которым семьи пострадавших могут узнать о судьбе своих родственников. Достаточно вспомнить трагедию, которая произошла с подлодкой “Курск”. В случае с танкером “Генерал Шихлинский” все происходит иначе. О причинах, которые подвигли сотрудников пароходства скрывать то, что, судя по всему, уже известно, можно только догадываться. Между тем местные СМИ сообщают и другие имена.

К примеру, ANS сообщает, что среди пропавших без вести числятся также старший помощник Эльдар Мамедов, докерман Асаф Алиев, матрос Эльман Велиханов. “Эхо” через сотрудников справочной междугородной службы 07 связалось с милицией, “скорой помощью”, а также прокуратурой города Туркменбаши. Так, в Больнице скорой помощи Туркменбаши сообщили, что в настоящее время из 5 человек, поступивших вчера в хирургическое отделение, были выписаны 3.

Имена этих людей в “скорой помощи” нам также не удалось выяснить. В то же время через прокуратуру Туркменбаши удалось связаться с одним из представителей азербайджанской следственной группы. По его словам, он не может предоставить информацию о пропавших без вести, так как “есть указание о том, что это делать запрещено. Все будет известно только после проведения следствия”.

Источник также сообщил, что предварительные результаты следствия поступают в пресс-службу Прокуратуры Азербайджана. Однако, по словам представителя следственной группы, в настоящее время в больнице Туркменбаши нет тех 16 пострадавших членов экипажа танкера, о которых в своих сообщениях неоднократно сообщало ANS. Отметим, что нам удалось связаться также с зампрокуратура Туркменбаши Аманом Сухановичем, а также начальником транспортного отдела прокуратуры Гирби Аттаровым. Справедливости ради надо отметить, что Г.Аттаров с пониманием отнесся к нашим заявлениям, но при этом сообщил, что не имеет права разглашать следственную информацию, в особенности имена пропавших без вести.

Согласно данным государственного агентства АзерТАдж, о результатах расследования будет сообщено дополнительно. В настоящее время направленные из Баку несколько судов, причалив к танкеру “Генерал Шихлинский”, во избежание загрязнения моря с помощью насосов перекачивают воду, заполнившую судно во время тушения пожара, в другой танкер.

После того, как следственная комиссия завершит свою работу, “Генерал Шихлинский” будет отбуксирован в Баку. Также известно, что грузовые отсеки танкера удалось спасти от пожара. В настоящее время продолжается поиск пропавших без вести шести членов экипажа. Размер ущерба, полученного танкером в результате пожара, пока не установлен. Также неизвестно, сколько потребуется времени и средств.

В то же время, как сообщает ANS, в процессе тушения пожара с целью предотвращения взрыва нефтяных котлов судно было заполнено водой специального состава. Туркменская сторона не дала разрешения на то, чтобы эта вода была слита на территории ее страны, поэтому воду и выкачивают. Отметим, что судно “Генерал Шихлинский”, 1980 года выпуска, относится к типу танкеров. В советское время танкер назывался “Олег Кошевой”. Наибольшая длина такого судна 124,97 м, а ширина 16,63 м, мощность 3000 лошадиных сил. Водоизмещение в порожнем состоянии не превышает 5471 тонны, а с грузом 7505 тонн. Скорость судна 12,3 узла, а общая вместимость грузовых танков 5903 (m). Дальность плавания судна составляет 4000 миль.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: