А.ШАКУР
Армянские СМИ подробно освещают визит в Ереван министра энергетики Ирана Х.Битарафа. По сообщению PanARMENIAN, реализацию армяно-иранского меморандума о сотрудничестве в области электроэнергетики иранский гость обсудил со своим армянским коллегой Арменом Мовсисяном.
В рамках меморандума, напоминает сайт, осуществляется несколько программ, в частности, строительство высоковольтной линии электропередач “Сюник-центр”, а также технико-экономическое обоснование использования гидротехнического потенциала реки Араз. Стороны отметили, что все программы осуществляются в соответствии с графиком. Кроме того, гость почтил своим присутствием проходящую в Ереване выставку “Современное искусство Ирана”.
Визит Битарафа в Армению состоялся вскоре после того, как армянская компания “Лизин” была подвергнута санкциям со стороны США из-за того, что поставила своим иранским партнерам оборудование, пригодное для производства оружия массового поражения. Кроме того, не исключено, что иранские “энергетики” проявляют интерес к Мецаморской АЭС, которая, учитывая степень близости Армении и Ирана, может сыграть роль этакого неофициального иранского ядерного центра, находящегося под куда менее плотным международным контролем, чем строящаяся АЭС в Бушире. Не меньшую обеспокоенность, однако, вызывает и обсуждение планов строительства совместной ирано-армянской ГЭС мощностью 79 мегаватт на реке Араз.
Напомним: во время своего визита в Баку тот же Битараф на встрече с президентом Азербайджана закинул удочку по поводу строительства ГЭС совместно с Арменией, но на оккупированных азербайджанских землях, открыто заявив, что, мол, Иран не может ждать до бесконечности, пока Азербайджан решит проблему с оккупированными территориями. После резкой отповеди президента Азербайджана, который тут же прервал переговоры, Битараф к этой теме на переговорах не возвращался. Однако интенсивность обсуждения проекта между Ираном и Арменией осталась такой же.
Теоретически, конечно, существует вероятность, что Тегеран и Ереван собираются строить ГЭС в Мегри, но вот между пробным шаром Битарафа в Баку и его же переговорами в Армении прошло слишком мало времени, чтобы успеть “подготовить вопрос”.
Тем более что идея строительства ГЭС на Аразе совместно с Ираном обсуждалась еще в советские годы и против этого проекта, согласно которому, в зоне затопления оказывались Худаферинский мост и Сыныг керпю, возражала азербайджанская интеллигенция. Более того, после скандальных переговоров Битарафа в Баку со стороны Азербайджана так и не последовало официального протеста – все дело ограничилось устным заявлением президента на переговорах. Через которое, похоже, с легкостью переступили и в Тегеране, и в Ереване.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год