Омбудсманом в Азербайджане должен быть независимый человек

Х.ИСМАЙЛОВА

Жесткая позиция докладчика Парламентской ассамблеи Совета Европы по Азербайджану Андреаса Гросса стала объектом нападок со стороны проправительственных депутатов. Некоторые из них в своих выступлениях дошли до угроз в адрес непримиримого докладчика. Отношение представителей власти отличается лишь степенью радикальности.

Например, заведующий международным отделом аппарата президента Новруз Мамедов, относящийся к категории лояльных противников Гросса, считает, что швейцарский парламентарий предвзято относится к Азербайджану, но не стоит беспокоиться, так как “Гросс – это не ПАСЕ, и его мнение не следует ассоциировать с позицией СЕ”. А вот депутат от ПЕА Гасан Мирзоев вообще посчитал, что Гросс недостоин быть членом ПАСЕ и не исключил возможности избиения его в аэропорту. Вчерашние нападки в свой адрес Андреас ГРОСС встретил с ухмылкой. По его словам:

– У них нет шансов.

– Почему вы уверены в этом?

– Я известный в Европе демократ. Я работаю в Совете Европы уже 8 лет, и слишком много людей знает меня очень хорошо. Меня очень уважают. Выбирает докладчика не страна, мониторинг которой проводится. Этот шаг и трения в парламенте лишь показывают как слаба культура демократии и демократическое сознание у многих политиков в Азербайджане. И это всегда срабатывает против них самих.

– Как вы оцениваете предстоящую конституционную реформу?

– Среди изменений очень много моментов, которые вызывают протест. Но полностью антидемократична процедура избрания омбудсмана. Я специалист по институту омбудсмана и занимаюсь этим вот уже 30 лет. Очень плохо, что азербайджанские власти допустили такую ошибку, которую очень легко распознать.

– Знаете ли вы о назначении Эльмиры Сулеймановой омбудсманом?

– Я знаком с Эльмирой Сулеймановой. Ее позиция не такая уж и жесткая. По-моему, омбудсманом в Азербайджане должен быть совершенно независимый человек.

– Как вы оцениваете проект изменения в Конституции пункта, связанного с полномочиями премьер-министра?

– Это должны решать азербайджанцы. Тут дело не в демократической позиции. Это показывает борьбу между политическими классами и группами. Этот вопрос должен быть проанализирован внутри политических сил Азербайджана. Тут уже Совет Европы сказать ничего не может. Наше дело наблюдать и понять причины внесения этого изменения.

– Некоторые члены делегации Азербайджана в ПАСЕ считают, что ваша позиция жестче, чем позиция ваших коллег – Мартинеса Кассана и Жоржа Клерфайта…

– Моя позиция такая же какой была позиция Клерфайта в январе. Тогда председатель вашего парламента послал письмо с просьбой отзыва мистера Клерфайта, полностью его дискредитирующее. Любой человек, который решается сказать то, что он думает, будет встречен так? О нем будут писать такие письма? Я думаю, что это – всего лишь реклама моей работы. Это показывает то, как хорошо я работаю. Я осознаю, что творится сейчас в Азербайджане. И то, что сейчас происходит, показывает, что я на правильном пути.

– Изменит ли такая реакция ваше отношение к стране и к работе как докладчика – будет ли ужесточена или смягчена ваша позиция?

– Нет. Я буду продолжать в том же духе. Я буду встречаться с людьми в Азербайджане и говорить о том, что думаю. Я осознаю свою ответственность перед СЕ, Парламентской ассамблеей, парламентом Швейцарии. Я свободный гражданин. Я привык к оппозиционной точке зрения, привык находить решение вопросов путем обсуждений и споров. Это путь, который делает Европу лучше, и я буду придерживаться его.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: