“Геноцид армян”: правда и вымысел

НУРАНИ

Ко второй половине апреля, как правило, истерия вокруг признания “геноцида армян” в армянской прессе многократно возрастает. В ней периодически появляются сообщения, что в повестку дня парламента той или иной страны внесена “резолюция о признании геноцида армян”. Причем сообщение одного и того же содержания может публиковаться неоднократно – к примеру, о том, что в повестку дня бундестага ФРГ будет внесена “армянская резолюция”, армянская пресса сообщает уже в третий раз.

Бурную деятельность развила и армянская зарубежная диаспора. В частности, конгрессмен-республиканец Раданович в своем послании президенту США Джорджу Бушу-младшему “напомнил” о его предвыборном обещании в своем выступлении 24 апреля квалифицировать события 1915 года в Турции, как “геноцид”. С теми же призывами к президенту обращается и армянская община Америки.

Впрочем, как полагает турецкая газета “Миллиет”, от Джорджа Буша-младшего представителям армянской общины вряд ли удастся добиться своего. Вице-президент Дик Чейни, госсекретарь Колин Пауэлл и министр обороны Дональд Рамсфелд не рекомендовали президенту США использовать слово “геноцид” в своем послании.

В свою очередь российское интернет-издание “Rus Ebergy” указывает, что вице-президент США Ричард Чейни сам неоднократно голосовал против признания “геноцида армян”, и отмечает, что позиции армянского лобби в США заметно ослабли.

Между тем активную контрпропагандистскую кампанию разворачивает в США и турецкая диаспора. Как отмечает газета Turkish Daily News, американцы – этнические турки приступили к массовой посылке писем в адрес президента Джорджа Буша, в которых они просят не расценивать события 1915 года в Османской Турции, как “армянский геноцид”. Несколько дней назад Турция начала распространение CD-диска с информацией на нескольких европейских языках (английский, немецкий, французский), раскрывающей истинное развитие событий в годы Первой мировой войны.

На компьютерном сайте Армянского национального института, целиком посвященного “геноциду армян 1915 года”, в числе прочего, помещено и большое количество материалов, рассказывающих о “международном осуждении геноцида армян”. Хронология “признания” обращает на себя внимание сразу. Нетрудно заметить, что мировые политики проявляли интерес к теме “геноцида армян” в 1915 – 1920 годах, то есть до заключения Севрского договора, по сути дела закрепившего раздел Турции. После 1920 года, когда в Турции о себе заявили сторонники Мустафы Кемаля паши, о “геноциде армян” забыли – политического интереса он уже не представлял.

“Реанимация темы” наступила только в 1965 году, когда парламент Уругвая объявил 24 апреля днем памяти армянских мучеников. Следующий подобного рода документ – объединенная резолюция палаты представителей конгресса США – появляется только через десять лет, в 1975 году. То есть политический интерес к “геноциду армян” возрождается уже во времена “холодной войны”, когда с одной стороны – входящая в СССР Армения, а с другой – член НАТО Турция. Что, однако, ревнителей “геноцида армян”, похоже, не напугало.

Лоббизм, изобретенный в США, сами американцы считают политическим механизмом, который позволяет малочисленным группам: этническим, профессиональным и т.д. – влиять на большую политику и добиваться учета собственных интересов путем оказания поддержки тем или иным кандидатам. И, как следствие, традиция определенных “знаков внимания” по отношению к этническим группам (в особенности тем, которые имеют отлаженные лоббистские механизмы) имеет тут давние корни. Американские президенты, по традиции, поздравляют мусульман с Гурбан байрамы, христиан – с Пасхой и Рождеством, иудеев – с Рош-ха-шана и Пейсахом…

Есть “свои дни” и у этнических групп. Для армянской общины США это 24 апреля, когда президент, по традиции, отдает дань памяти армянам, погибшим в 1915 году. Все дело, однако, в том, что американские президенты не квалифицируют эти события, как “геноцид армян”.

В разделе сайта Армянского национального института, озаглавленном “выступления глав государств” (за исключением США) – четыре документа. Самый ранний – это речь правителя Мекки Аль-Хусейна ибн Али, относящаяся к 1917 году. Затем – обращение президента Франции Франсуа Миттерана от 1984 года, премьер-министра Канады Жана Кретьена от 24 апреля 1996 года и президента Греции Константинаса Стефанопулоса от 10 июля 1996 года.

Однако события 1915 года как “геноцид армян” квалифицировал, причем в весьма резких выражениях, только президент Греции Стефанопулос. Во всех остальных случаях выражение “геноцид армян” не употреблялось, а власти Османской империи в проведении политики планомерного уничтожения армян не обвинялись. Более того, в помещенном на сайте заявлении Франсуа Миттеран, тогдашний хозяин Елисейского дворца, “разъясняет”, что между Парижем и армянской общиной возникло “недопонимание”, Франция не квалифицировала события 1915 года, как “геноцид” (речь идет о событиях середины восьмидесятых, а скандальный закон о “геноциде армян” был принят только в 2001 году), а говорила только о дне памяти погибших.

Точно так же слово “геноцид” не содержится в резолюции уругвайского парламента, принятой в 1965 году. Тут учреждается “день памяти армянских мучеников”, этническим армянам, живущим в Уругвае, гарантируется право не выходить на работу 24 апреля, но слово “геноцид” не употребляется ни разу.

В разделе “решения и резолюции национальных ветвей законодательной власти” – 24 документа. Правда, некоторые парламенты принимали подобные решения по нескольку раз. К примеру, на сайте АНИ приведены две резолюции сената США, три резолюции палаты представителей США и т.д.

Три резолюции касаются Франции: закон, принятый в 2001 году, резолюция сената Франции от 7 ноября 2000 года и резолюция Национальной ассамблеи Франции от 28 мая 1998 года. Кроме того, тут имеются ссылки на решения, принятые Европарламентом, властями Ватикана, парламентами Бельгии, Италии, Кипра, Ливана, Уругвая, российской Думы и т.д.

Однако не обходится без подтасовки фактов. Так, к примеру, в уже упоминавшейся уругвайской резолюции 24 апреля объявлен “днем памяти армянских мучеников”, этническим армянам в этот день дается право не выходить на работу и т.д. Однако выражение “геноцид армян” тут не упомянуто ни разу.

А это принципиальный вопрос. Никто не спорит, что в Османской империи в 1915 году произошли крупные столкновения между армянами, с одной стороны, и турками и курдами – с другой. Тем более никто не отрицает за армянскими общинами всего мира права поминать своих погибших, и если это делается 24 апреля, то это внутреннее дело самих армянских общин.

Ключевым вопросом тут является именно КВАЛИФИКАЦИЯ событий 1915 года, как “геноцида армян”, то есть планомерной политики уничтожения армян только за то, что они армяне, проводимой властями Турции.

Несколько дней назад армянская газета “Азг”, комментируя заявление известного израильского политика Шимона Переса: “Историю надо оставить историкам. Бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду. В вопросе геноцида идентификация армян с евреями неприемлема. Историю нельзя искажать”, – возмущенно писала:”…Геноцид армян – вопрос не исторический, а политический, который нельзя оставлять на усмотрение историков”.

Что стоит за этими словами, позволяет понять опубликованное 13 апреля 1985 года в “Армениан уикли” заявление американских секций АРФ и других армянских организаций: “Мы требуем, чтобы правительство Турции признало свою ответственность за армянский геноцид, рассмотрело вопрос о репарациях армянскому народу и возвратило землю ее законным хозяевам. Признание геноцида стало вопросом, который не может далее откладываться, и настоятельной потребностью стало снятие искусственных барьеров, возведенных для политических манипуляций”.

То есть, признание “геноцида” – это только первый этап, “программа-минимум”, и об этом говорится прямо. Другое дело, что во время “внешних контактов” тут предпочитают говорить о том, что вопрос этот исключительно “исторический” и “моральный”, правда, не уточняя, почему это “исторический вопрос” должен решаться не историками, а депутатами парламента, да еще к тому же на уровне “за” и “против”. Даже выражение “Ай Дат”, то есть вся концепция “геноцида армян” в армянской интерпретации. принято переводить на русский язык как “армянский вопрос”, в то время как в действительности оно означает “армянский суд”.

Все это уже заставляет по-иному относиться ко всей шумихе вокруг “геноцида армян”. Тем более, что теперь все чаще предпринимаются попытки объявить и армяно-азербайджанский конфликт… продолжением все того же “геноцида армян”.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год