Г.МАМЕДЗАДЕ
За два года, что в Азербайджане действует Конфедерация предпринимателей (работодателей) Азербайджана, в адрес этой структуры часто раздавались критические замечания и упреки в отсутствии заметных перемен в сфере предпринимательства. Но они все-таки есть. Сегодня конфедерация, как ассоциация союзов предпринимателей, превратилась в крупную влиятельную структуру, которая принимает активное участие в формировании законодательной базы предпринимательства, параллельно пытаясь решать проблемы частного сектора, консолидируя в своих рядах все большее количество местных частных структур.
Однако, как сказал в интервью “Эхо” глава конфедерации Алекпер Мамедов, проблем у местных предпринимателей действительно немало.
– Основные проблемы, стоящие сегодня перед предпринимателями страны: бездействие законов, направленных на поддержание частного сектора, отсутствие бизнес-культуры, слабые источники финансирования. Конфедерация работает по этим направлениям.
Мы активно участвовали в разработке таких законодательных актов, как Налоговый кодекс, закон “О транспорте”, закон “О кредитных союзах”. Настаивали на уменьшении налогового контроля и упрощении процедур в сфере предпринимательства. Своеобразным импульсом к действию послужило принятие в 2000 году “Закона о негосударственных организациях в Азербайджане”. В настоящее время мы подготовили и скоро представим на обсуждение проекты закона “О работодателях” и “О социальной комиссии”.
Следующая наша задача – оказывать предпринимателям информационные услуги, потому как ориентироваться в современном деловом мире, не владея требованиями рынка и данными маркетинговых исследований, крайне сложно. Кроме того, мы помогаем в поиске партнеров за рубежом и в установлении контактов. Помогаем начинающим предпринимателям в составлении бизнес-планов, знакомим с условиями местных и международных финансовых институтов. К сожалению, процентные ставки слишком высоки, что ограничивает возможности предпринимателей пользоваться этими кредитами.
Что касается слабой бизнес-культуры, то конфедерация в рамках 12 международных программ осуществляет консалтинговые, тренинговые услуги и проводит семинары для предпринимателей в Баку и регионах, направляет на курсы за рубеж.
Любопытно, что по результатам проведенного социологического опроса еще несколько лет назад более 60% респондентов отвечали, что хотели бы видеть своих детей преимущественно врачами или юристами. Теперь же соотношение родительских симпатий значительно сдвинулось в пользу будущего, связанного с бизнесом. В этой связи, с учетом современных реалий, весьма полезно было бы ввести в школьную программу предмет “Предпринимательство”.
Позитивно изменилось и отношение государственных структур к частному сектору, тем более, что последний ощутимо заявляет о своем участии в доходной части бюджета – только в минувшем году этот показатель составил 49,6%.
За тот же период вклад частного сектора в ВВП составил 69%, из них 75% приходится на долю торговли и сферу услуг. Но увеличивается и приток местных предпринимателей в промышленность. Правоохранительные органы, после того, как вступил в силу указ президента о поддержке частного сектора, несколько меньше стали вмешиваться в дела предпринимателей.
Но даже при наличии хорошей законодательной базы тормозом в развитии предпринимательства является отсутствие механизма применения законов на практике. По этой причине в Азербайджане до сих нет финансово-промышленных групп, хотя закон о них был принят еще в 1997 году.
То же самое касается закона “О транспорте”, который был принят в 1998 году, но до сих пор практически не действует, из-за чего в транспортной сфере возникают серьезные проблемы. Сказывается и отсутствие единой транспортной политики в стране.
Тем не менее требования к транспортникам в современных условиях как никогда высоки. А у нас, элементарно, дороги создают непреодолимые сложности для осуществления транспортных перевозок. Общая протяженность дорог 57 тысяч 770 км. Но 90% путей к использованию не пригодно.
Приватизация автомобильных предприятий также пока не дала желаемого результата, учитывая, что 90% приватизированных объектов находятся в нерабочем состоянии. Несмотря на то, что в Азербайджане около 400 тысяч транспортных единиц, причем 80 тысяч из них – большегрузные автомобили грузоподъемностью от 8 до 22 тонн, 90% их не пригодны для транспортных перевозок – они устарели и не соответствуют международным стандартам.
Одна государственная структура выполняет и контролирующие, и хозяйственные функции. В результате возникают сложности и при распределении квот на осуществление транспортных перевозок. По той же причине для получения лицензии на маршрут Загатала – Гах, к примеру, транспортники должны приехать в Баку.
Проблемы есть и в системе связи, когда государственный монополист типа ПО “Азтелеком” осложняет работу частных компаний на телекоммуникационном рынке услуг. В качестве монополиста прочно утвердился и “АЗАЛ”, хотя во всем мире государственный орган выступает только как оператор, создавая возможности для нормальной хозяйственной деятельности частным структурам.
Правда, сейчас определенные надежды связаны с приватизацией, способной потеснить монополистов и дать “зеленый свет” частному сектору.
У нас приняты законы об Антимонопольной политике и о недобросовестной конкуренции, но этого недостаточно. Было бы полезно, по примеру России, создать на базе антимонопольного комитета соответствующее министерство и наделить его более вескими полномочиями. В нашей стране превалирует государственный монополизм, но он чреват опасностью перерасти в хозяйственный, частный монополизм на этапе приватизации.
– Есть опасения, что в ходе приватизации стратегические отрасли национальной экономики попадут в руки иностранного капитала…
– Если последние 10 лет эти стратегические объекты находились в нерабочем состоянии, то, несомненно, разумнее было бы привлечь туда иностранных инвесторов, нежели оставить эти предприятия вымирать. Между прочим, в свое время в Саудовской Аравии основные стратегические объекты приватизировали иностранцы, но спустя некоторое время арабам удалось их выкупить.
Конечно, для Азербайджана это пока нереально, но наши предприниматели, по моим сведениям, также будут активно участвовать в разгосударствлении важных объектов экономики.
– Известно, что инвесторы в Азербайджане чувствуют себя несколько неуютно…
– Пора вспомнить об агентстве по развитию инвестиций в Азербайджане, указ о создании которого президент подписал еще в 2000 году. Также, по линии ТАСИС в рамках проекта “Развитие малого и среднего предпринимательства в Азербайджане”, предлагают создать специальное агентство по развитию МСП, что облегчит процедуру открытия новых бизнес-структур.
К примеру, в Америке существует Агентство по развитию малого бизнеса при президенте США. У нас же, из-за отсутствия контролирующего органа, возникают проблемы и с финансированием предпринимателей. В какой еще стране кредиты выдаются под столь высокие проценты, как, к примеру, 43% годовых?
– Аналитики указывают на несбалансированную политику правительства в развитии регионов, если вообще понятие “развитие” здесь уместно…
– Это, действительно, очень больной вопрос. За последние 5 лет количество субъектов предпринимательства прогрессировало от 60,5% до 75%, но при этом развитие бизнеса наблюдается только в Баку. Со своей стороны мы проводим тренинги и маркетинговые исследования в регионах с целью развития бизнеса. Но нужна специальная программа государства по развитию регионов, иначе все усилия будут безрезультатны.
В районах нет воды, газа, электричества, плохие дороги, отсутствуют льготы на развитие бизнеса – кто в таких условиях будет заниматься развитием регионов? Государственная программа должна быть принята и по развитию туризма. Закон уже два года как есть. Все твердят, что у нас богатый потенциал, но нет инфраструктуры. Однако в той же Анталье еще десять лет назад не было ничего, после принятия государственных мер в течение только двух лет там построили 500 отелей.
Известно, какой это доходный бизнес на примере того же Египта или Северного Кипра, в последнем только по итогам одного года принимают около 400 тысяч туристов. В Азербайджане же на протяжении последних 5 лет побывало только 22 тысячи туристов, и то по бизнес-турам. Надеюсь, это учтет новое Министерство молодежи, спорта и туризма.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год