НУРАНИ
По сообщению российской “Независимой газеты”, премьер-министр РФ Михаил Касьянов побывал в Астрахани – решать проблемы Каспийского региона, где, по его словам, проблемы приобрели масштаб “если не угрожающий, то очень серьезной остроты”:
“Тот факт, что Каспий является морем пяти суверенных государств, не позволяет работать в правовом вакууме, ибо это угрожает сохранности морских биоресурсов и всей экологии региона. Но еще более руководство страны обеспокоено тем, что небескорыстный интерес к этой зоне проявляет не столько пятерка прикаспийских государств, сколько США,” – указывает “НГ” в статье под красноречивым заголовком “Россия против чужих флагов на Каспии”.
Газета со ссылкой на Касьянова указывает: в договорах от 1921 и 1940 годов говорилось, что заниматься рыболовством на Каспии неприкаспийские страны не могут. Газета продолжает: “Похоже, что позиция России в этом отношении будет довольно жесткой и правительство предпримет все усилия, чтобы не допустить появления на Каспии флагов каких-либо государств, не входящих в Прикаспийский регион”. При этом Касьянов коснулся и позиции России в споре о статусе Каспия. По его мнению, определение статуса Каспия возможно на основе общего согласия, но “медлить с этим нельзя”.
В те же дни, однако, ситуацию вокруг статуса Каспия, точнее, очередной перенос саммита прикаспийских государств на осень, по информации “Медиа Пресс”, прокомментировало радио “Свобода”:” …Если Россия действительно хочет решить болезненный вопрос правового статуса Каспийского моря как можно раньше, задается резонным вопросом Майкл Лиливельд, то почему встреча откладывается на пять месяцев?”
Радио “Свобода” приводит мнение и известных американских аналитиков. Так, по словам директора программ по национальной безопасности и энергетике американского Центра стратегических и международных исследований Роберта Эбела, “в Вашингтоне подозревают, что Москва муссирует проблему статуса Каспия для того, чтобы блокировать экспорт каспийских углеводородных ресурсов на Запад”.
Однако складывается впечатление, что вокруг споров о статусе Каспия создалась куда более сложная и неоднозначная ситуация, чем это может показаться на первый взгляд.
Во-первых, статус Каспия – это один из тех вопросов, где интересы США и России сталкиваются непосредственным образом. И хотя присутствие США на Каспии России никоим образом не угрожает, вокруг этой темы проправительственные СМИ уже начинают нагнетать страсти.
Конечно, для российского общественного мнения вопрос о статусе Каспия – это не то же самое, что и, предположим, расширение НАТО, однако если кампания в прессе и дальше будет вестись с теми же акцентами, то с течением времени поле для маневра для Москвы в вопросе статуса Каспия будет ссужаться.
Во-вторых, на Каспии, кроме всего прочего, сталкиваются интересы и двух крупнейших российских группировок: “нефтяной”, широко представленной в окружении экс-президента России Бориса Ельцина, и “силовой”, опирающейся в основном на ВПК – ее “кандидаты”, в свою очередь, преобладают в команде Путина. Российский спецпредставитель в Прикаспийском регионе Виктор Калюжный считается представителем “нефтяного” лобби в России, однако он о переносе саммита, как писала в те дни российская пресса, вообще не знал. Факт, как минимум заслуживающий интереса.
В-третьих, новая администрация США уделяет вопросам Каспия существенно большее внимание, чем команда Билла Клинтона.
“Крайним” в этой ситуации может оказаться Азербайджан. Очевидно, что “давить” на Баку России гораздо легче, чем на Вашингтон. А публичная “порка” Азербайджана может быть представлена прессе как “победа над США” в отдельно взятом Каспийском море. До применения военной силы дело вряд ли дойдет, однако экономическое давление вполне вероятно. И хотя повлиять на политику России у Азербайджана вряд ли есть шансы, то вот по возможности снизить собственную экономическую зависимость от нее и, как следствие, уязвимость для возможных экономических санкций – дело вполне возможное.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год